Египетская
цивилизация дала миру искусство,
которое практически не претерпело изменений
за весь период правления фараонов. В произведениях
искусства древних египтян отражались их
философские идеи и научные знания.
Монументальность храмов и царских
гробниц свидетельствует о могуществе
фараонов и богов: под влиянием гармоничности
окружающей среды, через сочетание
прямых линий углов выражалось понятие
сбалансированности элементов в системе
конструкций.
Скульптуры,
рельефы и росписи гробниц, изображавших
умершего, соответствуют вере в
загробную жизнь. Разнообразие
применяемых материалов, мастерство
воплощения художественного замысла и
изобилие произведений искусства
свидетельствуют о художественном
богатстве этой цивилизации.
В
Египте сохранились в основном культовые
сооружения: кирпичные мастабы
Тинисского периода, каменные пирамиды
Древнего царства, скальные усыпальницы
Нового царства в Долине царей, а также
величественные храмы в Луксоре, Карнаке,
Абидосе и Абу - Симбеле.
У
Египте уцелели лишь некоторые останки
городских поселений, потому что они были
построены из таких непрочных материалов
как кирпичи из соломы с глиной.
Лучше
всего уцелели руины города Дейр - эль -
Медина, построенного для рабочих, много
лет занятых на строительстве в Долине
царей.
В
Египте существовали различные виды
больших строений из соломы, глины и
дерева, где жили фараон и его семья.
Такие постройки сегодня мы бы назвали
"дворцами". Иногда такие здания
пристраивались к храму и служили не
царскими резиденциями, а местом
отправления некоторых религиозных или
государственных церемоний, например,
аудиенция иностранных послов. Самыми
значительными были дворцы Аменхотепа III
в Малкатте, Эхнатона в Телль-эль-Амарне и
Минепта в Мемфисе.
С
архитектурной точки зрения это сложные
строения, состоящие из жилых помещений,
зала приемов, атриума, пруда и священных
покоев для ритуальных церемоний.
Опорным элементом, распространенным в
египетской архитектуре были колонны,
которые поддерживали архитравы. Форма
колонн возникла ка имитация
распространенных в стране растений.
Колонны в гипостилях (колонных залах)
были увенчаны капителями в виде пальмы
или цветка лотоса или папируса; в
центральных нефах - колонны с капителями
в виде распустившегося цветка лотоса.
лотосовидная |
пальмовидная |
папирусовидная |
колоколовидная |
цветок папируса |
Во
многих дворцах существовало "окно
явлений" - церемониальное окно, в
котором показывался фараон при
исполнении государственных
обязанностей, таких как приме послов,
руководство обрядами и распределение
вознаграждений. Внутри дворцы были
роскошно украшены. Причем расписывали
не только стены, но и потолок. Сюжеты для
росписи брали из растительного и
животного мира.
Египтяне
называли царскую резиденцию пер -аа - "большой
дом". В начале Нового царства этот
термин означал и самого царя, постепенно
превратившись в слово "фараон",
используемое до настоящего времени.

|