Несмотря
на то, что в настоящее время в Египте
существует немало храмов, тем не менее,
сведений, касающихся древних сооружений
времен фараонов сохранилось крайне мало:
часть из них была разрушена во время
войн, многие были обращены в прах
временем. Известно лишь, что в период
Древнего Царства храмы строились по
единому образцу и не являли собой «постройки»
в традиционном понимании этого слова.
Так,
на специально подобранной (или
сооруженной искусственным путем)
террасе на огромном пьедестале
возвышался огромный обелиск, верх
которого был покрыт золоченой медью.
Перед обелиском находился, поражающий
своими размерами, жертвенник (чаще всего
жертвами были крупные домашние животные;
иногда рабы). Обелиск, жертвенник и часть
близлежащей территории были обнесены
стеной, обе стороны которой часто
расписывались различными изображениями.
За стеной находились помещения для
служебных нужд.
Такие
«открытые» (солнечные) храмы назывались
по-разному, но в основе всех
наименований лежало имя верховного
божества — Ра: Удовлетворение Ра,
Горизонт Ра. Предметом культа считался
обелиск, олицетворявший собой Солнце.
Все религиозные обряды осуществлялись
под открытым небом. В период Нового
царства в Египте появился новый вид
храма, получивший широкое
распространение.
С
виду сооружение напоминало вытянутый
прямоугольник. При этом участок,
выделенный под храм был окружен
массивной стеной; к ней вела широкая
дорога, по обеим сторонам которой
располагались статуи сфинксов. Вход в
храм представлял собой узкую дверь,
находящуюся между двумя высокими
башнями, покатые стены которых сужались
кверху, завершаясь карнизом.
Приведенное оформление фасада получило
название пилон (в переводе с греческого
— ворота, вход).
К
наружной стороне пилона крепились
высокие деревянные мачты с
развевающимися флагами, а
непосредственно перед ним возвышались
гигантские обелиски и статуи фараона.
Войдя
внутрь можно было увидеть двор,
обнесенный колоннадой и оканчивающийся
портиком, сооруженным чуть выше уровня
двора. За портиком обычно устраивались
один большой широкий колонный зал и
несколько залов, отличающихся меньшими
размерами. При этом молельня,
находящаяся в самом сердце храма, могла
состоять из нескольких помещений: в
центральном, как правило, помещалась
статуя божества, которому был посвящен
храм, в других — статуи богини жены и
богов детей. Помимо этого в сооружении
обязательно, находилась библиотека,
помещения для проведения ритуалов и
всевозможные хранилища, размещавшиеся
вокруг основных залов.
Все
в храмах было рассчитано на то чтобы
произвести на прихожан впечатление и
укрепить в них веру в могущество богов и
их представителей на земле — жрецов. Так,
например, высота срединных колонных
залов в большинстве случаев была
значительно больше боковых.
Освещение
помещений производилось по-разному:
двор был залит солнцем, колонный зал
освещался светом поступающим через окна,
расположенные под крышей более высокого
центрального нефа. Что касается комнат,
находящихся в глубине храма, то они не
имели окон и были освещены
искусственным светом. Таким образом,
посетители сначала заходили в ярко
освещенный двор, а потом, переступив
порог колонного зала, попадали в
загадочную полутьму, в конечном итоге
оказываясь в еще более темном помещении
молельни.
По
своему устройству храмы эпохи Нового
Царства мало чем отличались о т
устройства жилых домов периодов
Среднего и Нового Царства и на
протяжении очень длительного времени не
изменялись, т. к. их план считался
священным.
Известно,
что большинство (если не все) храмовых
библиотек, среди прочих рукописей и
пергаментов, имели Книгу основания
храмов первой девятки, написанную якобы
прославленным зодчим и мудрецом эпохи
Древнего царства по имени Имхотеп (впоследствии
был обожествлен и почитался вместе с
другими богами).
Наиболее
известным храмом Древнего Египта
принято считать храм Амона Ра в Карнаке (частично
сохранившийся до настоящего времени),
который имел название Ипетсут и являл
собой историю страны в камне. Его стены
испещрены надписями многих древних
правителей, гимнами (преимущественно
посвященными богам), изображениями
различных ритуальных действ, описаниями
исторических событий эпохи Нового
царства.
Так,
например, здесь можно найти сведения
касающиеся походов Тутмоса III, его
восхождения на престол, повествование и
поэму о сражении войска Рамсеса II
при Кадеше, списки имен египетских
фараонов и многое другое.
Строившийся
на протяжении нескольких столетий, храм
представлял собой огромное сооружение,
характеризующееся невероятными
размерами даже для нашего времени. Так,
его главный пилон имел следующие
параметры: высота равнялась 43,5 м, ширина
— 113 м, толщина — 15 м. Один только
колонный зал занимал площадь в 5 тысяч м2
(площадь собора Нотр-Дам в Париже); для
поддержания его потолка было сооружено
ни много, ни мало 134 колонны,
расположенные в 16 рядов и возвышающиеся
на 14-19 м над поверхностью пола.
Поверхность стен и колонн была украшена
цветными рельефами, общая площадь
которых составила 24,282 квадратных метра.
Другим
прославленным храмом египетского
государства стал Луксорский храм,
посвященный таким богам как Амон Ра, Мут
и Хонсу и являвшийся вторым по величине
храмом Фив. С первым (вышеописанным) он
соединялся посредством аллеи сфинксов.
Храм
Сети I в Абидосе возвышается над
городом. его строительство не было
завершено к моменту смерти фараона в 1289
г. до н.э. и его сын Рамсес II обещал
завершить его. В действительности этот
памятник, являющийся погребальным
храмом, был построен с политической
целью - отождествить фараона как с
главными божествами, так и с предыдущими
царями Египта и подтвердить законность
правления династии Рамессидов.
Главный
храм в Дендере - храм Хатор. Был
построен последними царями из династии
Птолемеев и римскими императорами из
династии Юлиев - Клавдиев. В нем не было
двора с портиком. Вход в храм был через
внешний гипостиальный зал, украшенный
хаторическими колоннами и пристроенный
к храму императором Тиберием. После
первого колонного зала входящий попадал
во внутренний гипостиальный зал, или "Зал
явлений". на крыше стояли беседка и
молельни, посвященные Осирису. К югу от
этого храма располагался другой храм -
посвященный Исиде.
В
Дейр-эль-Бахри располагаются еще два
храма - храм Ментухотепа II и храм
Хатшепсут.
Храм
Ментухотепа II представляет собой
новфй тип погребальных сооружений. В
одном сооружении сочетается тип
скальной гробницы с традиционной формой
пирамиды. Долинный храм соединялся
пандусом с двумя террасами, где
находился заупокойный храм. Возможно, в
верхней части комплекса стояла пирамида
или холм, а позади него располагался
двор и гипостиальный зал с погребальной
камерой и культовыми помещениями. В
глубине могла быть молельня, вероятно
служившая святилищем Амона - Ра.
Храм
Хатшепсут был построен рядом с
храмом Ментухотепа II. Зодчий Хатшепсут
Сенмут перенял конструктивные
особенности стоящего рядом храма и
раскинул заупокойный храм на террасах.
От долинного храма на берегу Нила аллея
сфинксов с ликами царицы - фараона вела к
заупокойному храму. Сад с пальмами,
сикоморами и озерами соединялся
пандусом с первой террасой. Другой
пандус вел на вторую террасу, по бокам
которой одна молельня была посвящена
Хатор, а вторая - Анубису. На рельефах
вдоль стен были представлены сцены
божественного рождения Хатшепсут,
подтверждающие законность ее
восхождения на трон после смерти
Тутмоса II. На верхней террасе храма по
приказу Хатшепсут было построено
святилище, посвященное Амону,
расширенное и украшенное ее преемников
Тутмосом III.
Обслуживанием
храмов занимались жрецы, особый
общественный класс, имевший в свое время
большую силу и влияние: так, во времена
Рамсеса III им принадлежало 10%
всей обрабатываемой земли государства и
6% населения (рабы).
|