Уже к IV-III тысячелетиях до н. э. Древний Египет стал страной с богатыми культурными традициями. Сначала делались рисунки, обозначающие различные предметы, затем знаками стали обозначать не только целые слова, но один или несколько согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки-изображения назвали иероглифами. Их вырезали на камне и дереве. Позже основным материалом для письма служил папирус.

Египтяне развивали разные виды письма. Самое древнее - иероглифическое письмо, которое использовалось в рельефных настенных рисунках в храмах и гробницах. Иератическое письмо - курсивное письмо, использовавшееся для составления документов на папирусе, было создано одновременно с иероглифическим письмом. Начиная с Саистского периода было создано демотическое письмо, применявшееся для административных и гражданских надобностей. Позднее стал использоваться греческий алфавит.Иератический папирус. Знаки наносились кисточкой в напрвлении справа налево, и располагались колонками или горизонтальными рядами линий.

Стены египетский храмов и гробниц, саркофаги, а иногда и простые черепки битой посуды покрывались загадочными знаками: кобры, птицы с длинным клювом, пирамиды. Такие значки египтяне называли иероглифами— в переводе с греческого «священное письмо» - и считали их священными.

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать:  «солнце»,  «идти», «хлеб»,  «рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом  обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» употреблялся для обозначения звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по-египетски — «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались.Иероглифический текст. Текст эпохи Птолемеев. Выстроен вертикальными столбцами, читается справа налево. Каждому знаку соотетствует свое фонетическое значение.

В нашей азбуке тридцать три буквы. Каждая из них, как правило, обозначает лишь один звук. А в Древнем Египте иероглифов было гораздо больше, потому что одни из них передавали отдельные согласные звуки, другие — сочетания согласных звуков, а третьи — целые слова. Если бы мы с вами так писали — без гласных, то значок мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных: «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идем», «едим». Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чем идет речь. Таким способом мы бы записали слово «идем», а «Дима»— иначе.

Средневековые ученые не могли прочитать египетские иероглифы на протяжении многих веков.  Однако в конце XVIII века пока датский археолог Морген Зонга совершил потрясающее открытие, опровергнувшее миф о мистической силе знаков. Ему не удалось расшифровать сами иероглифы, но он выяснил, что овальные рамки вокруг некоторых значков обозначают имя фараона. В это же время английский физик Томас Янг также изучал иероглифы. Он выяснил, что имена фараонов и личные имена звучали одинаково во всех трех надписях. Так было расшифровано имя Птолемея.

В разрешении тайны иероглифического письма большую роль сыграли  рисунки с Розеттского камня.Розеттский камень

В 196 г. до н. э. собравшиеся в Мемфисе жрецы издали постановление, которое должно было увековечить память о первой коронации царя Птолемея V Эпифана и учреждало его культ во всех храмах. Текст документа был вырезан на каменной плите из черного базальта тремя параллельными видами письма: иероглифическим, демотическим и греческим. Эта плита находилась в стене средневековой крепости в поселении Розетта, вблизи Александрии, и была случайно обнаружена в 1799 г. солдатами французской армии во время работ в крепости. Наполеон сразу же осознал чрезвычайное значение этой находки и приказал сделать несколько копий с надписей и отправить в Европу. Одна из копий попала в руки французского ученого Жана Франсуа Шампольона, и он, продолжив работу Юнга, Акер-блада и де Саси, которые безуспешно пытались расшифровать иероглифы, сумел раскрыть секрет этого письма. Исходя из текста на греческом языке, где было упомянуто имя Птолемея, Шампольону удалось угадать в параллельном тексте, написанном иероглифами, картуш с именем царя и расшифровать отдельные знаки.

 Двадцать с лишним лет продолжались поиски Шампольона. Постепенно он приближался к разгадке этой тайны.

Наконец, великий день настал. 14 сентября 1822 года он получил копии с надписями фараонов и сумел прочитать обе надписи — надпись Рамсеса и Тутмоса. Тайна иеролифов была разгадана. Этот день стал днем рождения науки египтологии, а Шампильон стал первым профессором-египтологом.

 

наверх

 

Сайт создан в системе uCoz