
Уже
к IV-III тысячелетиях до н. э. Древний
Египет стал страной с богатыми
культурными традициями. Сначала
делались рисунки, обозначающие
различные предметы, затем знаками стали
обозначать не только целые слова, но
один или несколько согласных звуков.
Гласные звуки при письме пропускали.
Знаки-изображения назвали иероглифами.
Их вырезали на камне и дереве. Позже
основным материалом для письма служил
папирус.
Египтяне
развивали разные виды письма. Самое
древнее - иероглифическое письмо,
которое использовалось в рельефных
настенных рисунках в храмах и гробницах.
Иератическое письмо - курсивное
письмо, использовавшееся для
составления документов на папирусе,
было создано одновременно с
иероглифическим письмом. Начиная с
Саистского периода было создано демотическое
письмо, применявшееся для
административных и гражданских
надобностей. Позднее стал
использоваться греческий алфавит.
Стены
египетский храмов и гробниц, саркофаги,
а иногда и простые черепки битой посуды
покрывались загадочными знаками: кобры,
птицы с длинным клювом, пирамиды. Такие
значки египтяне называли иероглифами— в
переводе с греческого «священное
письмо» - и считали их священными.
В
египетском письме более семисот
иероглифов. Первоначально все они были
похожи на рисунки. Когда-то египтяне
просто рисовали все, что хотели сказать:
«солнце», «идти», «хлеб», «рот». Но
такое письмо не передавало звуков языка,
и многие слова, например имена, просто
нельзя изобразить рисунком.
Тогда
египтяне придумали следующее. В
египетском языке слово «рот» звучало
как «эр», и они стали иероглифом
обозначать не только слово «рот», но и
согласный звук «р». Точно так же
иероглиф «хлеб» употреблялся для
обозначения звука «т», потому что по-египетски
«хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок
мог обозначать и несколько звуков:
иероглифом «мотыга», по-египетски — «мер»,
могли записывать сочетание двух
согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове.
Гласные звуки иероглифами не
передавались.
В
нашей азбуке тридцать три буквы. Каждая
из них, как правило, обозначает лишь один
звук. А в Древнем Египте иероглифов было
гораздо больше, потому что одни из них
передавали отдельные согласные звуки,
другие — сочетания согласных звуков, а
третьи — целые слова. Если бы мы с вами
так писали — без гласных, то значок мог
бы означать и слово «дом», и любое другое
слово, где есть только два согласных: «д»
и «м». А значит, и понять, и прочитать
этот значок можно было бы по-разному: «дама»,
«идем», «едим».
Как же определить, что имеется в виду?
Египтяне придумали еще одну хитрость.
Они ставили рядом со словом значок-определитель,
который не читается, а только
подсказывает, о чем идет речь. Таким
способом мы бы записали слово «идем», а «Дима»—
иначе.
Средневековые
ученые не могли прочитать египетские
иероглифы на протяжении многих веков.
Однако в конце XVIII
века пока датский археолог Морген Зонга
совершил потрясающее открытие,
опровергнувшее миф о мистической силе
знаков. Ему не удалось расшифровать сами
иероглифы, но он выяснил, что овальные
рамки вокруг некоторых значков
обозначают имя фараона. В это же время
английский физик Томас Янг также изучал
иероглифы. Он выяснил, что имена
фараонов и личные имена звучали
одинаково во всех трех надписях. Так
было расшифровано имя Птолемея.
В
разрешении тайны иероглифического
письма большую роль сыграли рисунки с
Розеттского камня.
В
196 г. до н. э. собравшиеся в Мемфисе жрецы
издали постановление, которое должно
было увековечить память о первой
коронации царя Птолемея V
Эпифана и учреждало его культ во
всех храмах. Текст документа был вырезан
на каменной плите из черного базальта тремя
параллельными видами письма:
иероглифическим, демотическим и
греческим. Эта плита находилась в стене
средневековой крепости в поселении
Розетта, вблизи Александрии, и была
случайно обнаружена в 1799 г. солдатами
французской армии во время работ в
крепости. Наполеон сразу же осознал
чрезвычайное значение этой находки и
приказал сделать несколько копий с
надписей и отправить в Европу. Одна из
копий попала в руки французского
ученого Жана Франсуа Шампольона, и он,
продолжив работу Юнга, Акер-блада и де
Саси, которые безуспешно пытались
расшифровать иероглифы, сумел раскрыть
секрет этого письма. Исходя из текста на
греческом языке, где было упомянуто имя
Птолемея, Шампольону удалось угадать в
параллельном тексте, написанном
иероглифами, картуш с именем царя и
расшифровать отдельные знаки.
Двадцать с лишним лет продолжались
поиски Шампольона. Постепенно он
приближался к разгадке этой тайны.
Наконец,
великий день настал. 14 сентября 1822 года
он получил копии с надписями фараонов и
сумел прочитать обе надписи — надпись
Рамсеса и Тутмоса. Тайна иеролифов была
разгадана. Этот день стал днем рождения
науки египтологии, а Шампильон стал
первым профессором-египтологом.
|