Первые
сведения о школьном обучении
древних египтян восходят к 3-му
тысячелетию до н. э. Школа и
воспитание в Древнем Египте были
призваны перевести ребенка,
подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий в
долине Нила сложился
определенный психологический
тип личности. Идеалом древнего
египтянина считался
немногословный, стойкий к
лишениям и ударам судьбы человек.
В логике такого идеала шло
обучение и воспитание. В
Древнем Египте семейное
воспитание и обучение отражали
характер взаимоотношений между
женщиной и мужчиной, которые в
семье строились на равноправной
основе. Поэтому обучению
мальчиков и девочек уделялось
одинаковое внимание. Лишь
принадлежность к
привилегированному меньшинству
открывала доступ к знаниям,
которые, как сказано в древнем
источнике, следовало "связать
в единый узел" (вот почему
слова "знание", "учение"
и "узел" изображались одним
и тем же иероглифом).
Судя
по древнеегипетским папирусам,
детям уделялось особое внимание,
поскольку, согласно верованиям
египтян, сыновья и дочери могли
дать родителям новую жизнь,
совершив погребальный обряд.
Выполняя родительский долг
наставника, египтяне считали,
что поступают праведно и
обеспечивают счастливое
существование предкам в
загробном мире. Как верили
египтяне, боги, взвешивая душу
умершего, на одну чашу весов
кладут душу, а на другую "кодекс
поведения". Если чаши
уравновешивались, умерший мог
начать новую жизнь в загробном
царстве. В духе подготовки к
загробной жизни составлялись и
обращенные к детям поучения,
которые служили стимулом
формирования нравственности и
отражали идею крайней важности
воспитания и обучения: "Подобен
каменному идолу неуч, кого не
обучал отец".
Принятые
в Древнем Египте педагогические
методы и приемы соответствовали
целям и идеалам воспитания и
обучения. Ученику надлежало
прежде всего научиться слушать и
слушаться. В ходу был афоризм:
"Послушание — это наилучшее у
человека". Учитель
обыкновенно обращался к ученику
с такими словами: "Будь
внимателен и слушай мою речь; не
забудь ничего из того, что
говорю я тебе". Наиболее
эффективны для достижения
подобного повиновения были
физические наказания, которые
считались естественными и
необходимыми. На ученика
постоянно сыпались удары.
Школьным девизом были слова,
записанные в одном из древних
папирусов: "Дитя несет ухо на
своей спине, нужно бить его,
чтобы он услышал".
Безоговорочный и абсолютный
авторитет отца, наставника был
освящен многовековыми
традициями. Приверженец таких
традиций, автор "Поучения
гераклеонольского царя" (ХШ в.
до н. э.) писал: "Всегда следуй
отцам и предкам своим". С этими
традициями был тесно связан
обычай передачи профессии по
наследству — от отца к детям. К
примеру, в одном из папирусов
перечислены 25 поколений
строителей, принадлежавших к
одной семье. Как бы ни был силен
консерватизм древнеегипетской
цивилизации, ее идеалы и цели
воспитания постепенно
пересматривались. Древний
папирус, относящийся к 1-му
тысячелетию до н. э.,
свидетельствует, что уже тогда
появились различия в понимании
того, каким надлежит быть
человеку. Автор явно спорит с
теми, кто отходил от
традиционной покорности и
безынициативности. Он пишет, что
такие люди уподобляются
растению, лишенному тепла и
воды.
Нравственное
воспитание в Древнем Египте
осуществлялось по
преимуществу через заучивание
морализаторских наставлений
типа: "Лучше уповать на
человеколюбие, нежели на золото
в сундуке, "Лучше есть
сухой хлеб и радоваться сердцем,
нежели быть богатым, но познать
печаль". Чтение, запись и
запоминание подобных
наставлений было отнюдь не
простым делом, поскольку они
изображались иероглифами на
языке, все более отличавшемся от
живой речи. Целью обучения была
подготовка к деятельности,
которой традиционно занимались
члены семьи. Так что семья
являлась первичной ячейкой
обучения. Свою профессию
передавали детям жрецы,
музыканты, ремесленники и т. д.
Отцы-ремесленники при обучении
порой использовали детские
игрушки: модели земледельческих
орудий, мельниц, кузниц . Лишь
военное дело находилось вне
строго специального сословно-профессионального
обучения. Будущих воинов учили
владеть оружием, особыми
упражнениями развивать силу,
выносливость, ловкость. Школа в
Древнем Египте возникла как
семейный институт. Чиновник
или жрец обучал сына, который
впоследствии должен был сменить
его на той или иной должности.
Позже в таких семьях появляются
небольшие группы учеников.
Приобретение грамотности,
профессия писца рассматривались
как залог социального
благополучия. В папирусах
довольно часто встречаются
высказывания такого типа:
"Смотри,
нет другой должности, кроме
должности писца, где человек
всегда начальник".
Образование
требовало немалого труда.
Занятия в школе шли с раннего
утра до позднего вечера.
Нерадивых сурово наказывали.
Попытки нарушить аскетический
режим беспощадно пресекались.
Чтобы достичь успеха, школьники
должны были жертвовать мирскими
радостями. Вот что говорится в
одном из папирусов, где учитель
наставляет нерадивого ученика:
"Вставай
на свое место! Книги уже лежат
перед твоими товарищами. Читай
прилежно книгу. Люби писание и
ненавидь пляски. Целый день
пиши твоими пальцами и читай
ночью. Не проводи дня праздно,
иначе горе твоему телу.
Спрашивай совета того, кто
знает больше тебя. Мне
говорят, что ты забрасываешь
ученье, ты предаешься
удовольствиям, ты бродишь из
улицы в улицу, где пахнет пивом.
А пиво совращает душу. Ты похож
на молельню без бога, на дом без
хлеба. Тебя учат петь под флейту.
Ты сидишь перед девушкой, и ты
умащен благовониями. Твой венок
из цветов висит у тебя на шее. Я
свяжу твои ноги, если ты будешь
бродить по улицам, и ты будешь
избит гиппопотамовой плетью".
По-видимому,
школы возникали при храмах,
дворцах царей и вельмож. Обучали
в них с 5 лет. Поначалу ученик
должен был научиться правильно и
красиво писать и читать, затем —
составлять деловые бумаги,
соблюдая соответствующий стиль.
Для овладения грамотой ученику
следовало запомнить не менее 700
иероглифов, различать беглое,
упрощенное и классическое
письмо. В итоге ученик должен был
овладеть деловым стилем — для
светских нужд и уставным — для
составления религиозных текстов.
В эпоху Древнего царства (3-е
тысячелетие до н. э.) еще писали
на глиняных черепках, коже и
костях животных. Но уже в этот
период появилась бумага —
папирус — из болотного растения
того же названия. Позже папирус
становится основным писчим
материалом. У писцов и школяров
имелся своеобразный письменный
прибор: чашечка для воды,
деревянная дощечка с
углублениями для краски из сажи
и охры, а также тростниковая
палочка для письма. Почти весь
текст писали черной краской.
Красную краску использовали для
обозначения пунктуации и
выделения отдельных смысловых
фраз.
Школьные
папирусы использовали
многократно. Перед очередным
употреблением с них смывали
ранее написанное. Писцы ставили
на папирусе число, месяц, день,
год данного урока. Существовали
свитки — пособия, которые
переписывали и заучивали. На
первоначальной стадии обучения
заботились, прежде всего о
шлифовке техники изображения
иероглифов. Затем все больше
внимания стали уделять
содержанию текстов. На
продвинутом этапе обучали
красноречию, что почиталось
наиважнейшим качеством писца.
"Речь сильнее оружия", "Речь
спасает, но может и погубить",
— читаем мы в древнеегипетских
папирусах. В ряде школ обучали
математике, географии,
астрономии, медицине, языкам
других народов. Сообщались
некоторые сведения по
математике, которые могли
понадобиться для расчета
строительства каналов, храмов,
пирамид, подсчета урожая,
астрономических вычислений,
использовавшихся, в частности,
для прогноза разливов Нила.
Географии часто обучали в
сочетании с геометрией, чтобы
ученик мог научиться рисовать
план местности.
Постепенно
специализация обучения
усиливалась. Так, в эпоху Нового
царства (V в. до н. э.) появляются
школы врачевателей. К тому
времени были накоплены знания и
написаны учебные пособия по
диагностике и лечению почти
полусотни различных болезней.
Особое место занимали царские
школы, где дети высшей знати
учились вместе с отпрысками
фараонов и их родственников. В
таких школах особое внимание
уделялось переводу на живой язык
древнейших текстов.
“Я
творил истину ради ее владыки, я
удовлетворял его тем, что он
желает: я говорил истину, я
поступал правильно, я говорил
хорошее и повторял хорошее. Я
рассуждал сестру и двух братьев,
дабы примирить их. Я спасал
несчастного от более сильного...
Я давал хлеб голодному, одеяние
нагому. Я перевозил на своей
лодке не имеющего ее. Я хоронил
не имеющего сына своего... Я
сделал лодку не имеющему своей
лодки. Я уважал отца моего, я был
нежен к матери. Я воспитал детей
их”.

Подобные
высказывания
свидетельствует о наличии
сильной гуманистической струи,
пронизывающей всю египетскую
литературу и образование в целом
и, в частности, общественную
мысль времен Древнего царства.
Для
обучения использовалась и
дидактическая литература. В
знаменитом “Поучении Птахотепа”,
дошедшем до нас в редакции
Среднего царства, но
составленного еще в эпоху
Древнего царства, Птахотеп
говорит сыну:
“Если
ты начальник, отдающий
распоряжение многим людям,
стремись ко всякому добру,
чтобы в распоряжениях твоих не
было зла. Велика справедливость,
устойчиво все отличное”.
Опытный
старый вазир этими словами
предостерегает своего сына от
жестокости и нарушения законов...
Уже в эпоху Древнего царства
египтяне ценили красноречие,
ораторское искусство, которому
специально обучали детей с
младшего возраста. Тот же
Птахотеп поучает:
“Если
ты приближенный царя,
заседающий в совете господина
владыки своего, будь
осмотрительным и молчи — это
полезнее, чем... [?]. Говори [лишь]
после того, как ты осознал, [что]
ты понимаешь [суть дела]. Это
умелец — говорящий в совете.
Труднее [умная] речь, чем любая
работа...”
наверх
|