Древнеегипетский
пантеон богов имел очень сложную
иерархию. Так, например, родоначальником
всего живого на Земле (а также
божественных существ) считается бог Атум,
согласно древнему преданию появившийся
из Хаоса. Именно им была создана первая
божественная пара — бог Шу (олицетворяющий
пространство между небом и землей) и
богиня Тефнут (его женское
дополнение). От Шу и Тефнут родились Геб
(бог Земли, или сама Земля) и Нут (богиня
Неба, или само Небо).
Согласно
представлениям древних египтян, вверху
находится Нут, внизу — Геб, а между ними
помещаются Шу и Тефнут. Подобные
представления были отражены во многих
памятниках древности и являют собой
своеобразный миропорядок, то, как его
понимали в Египте несколько тысячелетий
назад.
Впоследствии
от Геба и Нут были рождены еще две пары —
Осирис и Исида, а также Сет
и Нефтида. Первая пара представлена
богами, которые некогда были важнейшими
фигура ми древнеегипетского пантеона.
Согласно легенде, Осирис (бог
растительности) родился первым из пяти
божеств (далее за ним последовали Гор
Старший, Сет, Исида и Нефтида) и еще
будучи в утробе своей матери полюбил
свою будущую жену Исиду, которая
ответила ему взаимностью.
По
достижений соответствующего возраста,
Осирис стал править страной искренне
заботясь о своих подданных, следя за,
развитием культуры. При всем при этом он
много путешествовал, оставляя вместо
себя на троне красавицу-жену. Но вот Сет (младший
сын Геба и Нут), позавидовал брату и
решил избавиться от него. Хитростью
заманив Осириса в сундук, Сет забил его
гвоздями и выбросил в море, а после
разбросал куски его тела по всему Египту.
Опечаленная Исида, не смирившаяся с
постигшим ее горем, отправилась на
поиски и в конечном итоге нашла все
части тела своего горячо любимого мужа (за
исключением одной единственной) и
вызвала его к жизни. А в тех местах, где
она их обнаружила, впоследствии были
возведены храмы. (Согласно преданию,
сердце божества было найдено на острове
Филэ).
Вскоре
после того как Исида воскресила к жизни
дух своего мужа, она зачала от него
ребенка, а 25 декабря на свет появился Гор.
Достигнув определенного возраста, он
вступил в войну с обидчиком своего отца
и победил его. Впоследствии Осирис стал
символом умирающей и воскресающей
природы, Исида — материнства и
супружеской верности, а Сет — зла (наблюдая
как на плодородные земли, расположенные
у Нила, налетает ураганный ветер,
древние египтяне верили, что это
проделки злого Сета, который никак не
может смириться со своим поражением).
Другой
бог пантеона Древнего Египта — Ра,
также занимал в жизни и сердцах египтян
важное место.
Олицетворяя
собой Солнце, он каждый день поднимался
по небу на своей ло дке, освещая всю землю
своим божественным светом. Вечером же Ра
вновь опускался в подземное царство, где
боролся с темными силами, каждый раз
выходя из этой борьбы победителем. Утром
все повторялось заново. Символом этого
божества был знак Анх, т. е. крест, у
которого верхнюю палочку заменял круг. (Во
времена средневековья этот знак
считался символом бессмертия.)
Другое
божество — Амон, почиталось
древними египтянами как бог двух стихий
— Воздуха и Ветра, наполняющих жизнью
всю живую природу. Кроме того, Амон
считался божественным родителем всех
фараонов; древние египтяне верили, что
именно он являлся прародителем всех их
правителей. Его также называли великой
живой душой, которая занимала
главенствующее место в пантеоне, защищала
угнетенных и обездоленных, оживляла
умерших.
Женой
Амона, и одновременно женским
воплощением души, была богиня Амаунет.
Бог Тот почитался идеалом высшей
мудрости и правды, а также
олицетворением всего самого лучшего,
что есть в человеке. В противоборстве с
темными силами Тот выступал на стороне
Ра, но если Ра являлся олицетворением Со лнца, то символом Тота была Луна.
Еще
одним важным божеством
древнеегипетского пантеона был Птах,
известный как бог истины и
справедливости. Еще о нем говорили как о
божестве, олицетворяющем собой и Солнце,
и Луну. Птах также считался покровителем
ремесел, но и это было не самое главное:
бог Луны и Солнца являлся верховным
богом, творцом всех богов пантеона.
Уже
упоминавшийся Гор (иногда также
называемый Гором) — сын Осириса — также
входил в круг почитаемых богов. Его
олицетворением был божественный орел.
Согласно легенде, Гор боролся с убийцей
своего отца и являлся неизменным
спутником таких богов, как Ра и Тот.
Иногда его символом был солнечный диск;
некоторые считали Гора праотцом всех
египетских царей, т. к. его имя было
составляющей частью едва ли не всех
фараонов.
Женой
Гора являлась богиня Хатор,
покровительница любви и веселья.
А нубис,
изображаемый в обличье человека с головой шакала, считался
богом подземного царства. К нему часто
обращались матери и жены погибших воинов, а также просто родственники
умерших, просившие
оказать покровительство их близким в загробном мире.
Еще
одним главным божеством египетского
пантеона был бог Себек, часто
изображаемый в облике крокодила.
Считалось, что он тоже оказывает
покровительство умершим, но при этом
основными его обязанностями считалось
излечение больных и помощь в трудных
житейских обстоятельствах. Некоторые
считали Себека спутником Ра, другие
относили его к противникам. Женой и
женским началом Себека была богиня
Себекет, которую представляли в облике
женщины с головой льва.
Все
упомянутые выше боги были наиболее
значимыми и представляли только небольшую часть обитателей египетского
пантеона, в который помимо них, входили
различные местные и домашние божества (соответствующие
славянским домовым, кикиморам, лешим и
т. п.) — Аха, Хит, Патэки, Бес.
Преимущественно они изображались в
обличье карликов, живущих в близком
соседстве с человеком и защищавших его
дом, домашних животных и его самого от
любых проявлений зла.
Египтяне
часто представляли своих богов на
половину людьми, на полов ину животными.
Причину такого видения ученые опять же
усматривают в особенностях природы и
местоположения страны. Ни для кого не
секрет, что климат Египта довольно
засушливый, поэтому его животный мир не
отличается большим разнообразием.
Учитывая
это обстоятельство, ученые считают, что
египтяне старались восполнить его с
помощью религии. Так, например, среди
священных животных не последнее место
занимал бык Апис. В Мемфисе при
храме даже специально держали живого
черного быка, как олицетворение
божествен ного животного. Известно также,
что все белые и черные быки почитались
священными и, если кто-то осмеливался
убить их, то его ждало суровое наказание.
Храмовые быки после своей кончины
удостаивались чести быть захороненными
в каменных саркофагах. (В некоторых
районах страны был распространен культ
священной коровы.) Не менее
распространенным был культ крокодила,
которого почитали как олицетворение
бога Себека. Несмотря на то, что
содержание живого крокодила стоило
очень дорого и было достаточно трудным и
хлопотным занятием, тем не менее, в
Древнем Египте крокодилы имелись при
многих храмах. После смерти этих
животных бальзамировали, а мумии
заГороняли в специально отведенных для
этого местах. Били в Древнем Египте и
культы птиц: сокола (или ястреба),
олицетворявшего бога Гора, коршуна и
ибиса. При этом наиболее почитаемым
считался белый ибис с черными крыльями,
убийство которого каралось смертью.
Птиц, также как и животных, содержащихся
при храмах, после смерти всегда
бальзамировали.
Широкое
распространение получил и культ такого
домашнего животного, как кот. При этом
мужское начало воплощал великий бог Ра,
а женское — кошачья богиня Бастет.
Вообще, нужно заметить, что этому
животному древние египтяне придавали
очень большое значение. Так, например, со
смертью этого домашнего любимца его
хозяева должны были соблюдать траур.
При
этом труп животного нужно было отнести к
жрецам, специалистам по бальзамированию,
которые после специального обряда
хоронили его на специальном кошачьем
кладбище.
В
некоторых случаях мумия кошки перед
захоронением помещалась в гроб. За
убийство кота виновного подвергали
суровому наказанию; а при пожаре, опять
же, в первую очередь следовало спасать
кошку и только потом детей и имущество.
В
некоторых районах страны бытовали
культы барана и льва (всего известно
около 60 различных божеств, изображаемых
в обличье этого хищника).
Черные
собаки и шакалы также почитались
священными. В сознании народа они
отождествлялись с Анубисом — владыкой
подземного царства.
Однако
наибольшее значение имел все же культ
змеи. Ее изображение было даже на
головном уборе самого царя (согласно
древним верованиям оно предохраняло
последнего от воздействия со стороны
враждебных сил). В обличье змеи египтяне
изображал и и богиню плодородия Рененут.
У входов в храмы нередко
устанавливались каменные стелы с
изображением этой рептилии.
Был
в Египте и культ жука скарабея.
Вообще, нужно заметить, что скарабей
занимал в религии этого государства
огромную роль: олицетворяя собой саму
жизнь, насекомое почиталось наравне со,
всеми вышеупомянутыми священными
животными. Геродот также оставил
свидетельства о том, что египтяне «самые
богобоязненные из всех людей». Кроме
того, его поразило, что люди, проживающие
в разных городах, не поклоняются одним
богам, а также то, что с культом животных
у них связаны разные обычаи. «Трупы
кошек отвозят в город Бубастис,
бальзамируют и погребают.там, в
священных покоях, — писал он. — Собак же
хоронят каждый в своем городе в
священных гробницах. Так же, как собак,
хоронят ихневмонов; землероек же и
ястребов отвозят в город Буто, а ибисов
— в Гермополь… в иных областях Египта
крокодилы считаются священными, а в
других — нет, и с ними даже обходятся как
с врагами». Так, например, жители Фив и
области Меридова озера почитали
крокодилов священными и даже содержали
ручных крокодилов, нередко вдевая в уши
своему любимцу серьги из стекла с
золотом, и надевая на передние лапы
кольца. Помимо этого животному подавали
особую священную пищу и заботливо
ухаживали за ним. После смерти ручного
крокодила бальзамировали и погребали в
священных покоях. Далее древний историк
сообщает, что жители города Элефантины,
напротив, не считали этих рептилий
священными и даже употребляли их в пищу.
Что
касается таких животных-исполинов, как
гиппопотамы, то их почитали священными
только в Папремитском округе Из рыб,
обитающих в Ниле, к священным относились
лепидот и угорь. Священными некогда
считались и выдры.
Опять
же благодаря свидетельствам
оставленным Геродотом, стало известно в
каких городах Древнего Египта
почитались одни животные, а в каких
другие. Так, например, в Бубастисе (где
находилось широко известное кладбище
кошек) преклонялись перед божественной
львицей Сехмет, в Тисе (Тине)
чтили волка, в Буто обожествляли кобру, в
Фийах — барана, в Мендесе поклонялись
божественному аисту, в Пермеджеде (Оксиринхе)
— рыбе-оксиринху, в Дендра — корове (корове
и барану поклонялись и в других городах).
Археологические
раскопки полностью подтверждают слова
Геродота. В качестве доказательства
того, что в Мемфисе поклонялись
священному быку, можно привести
саркофаги, найденные Мариеттом, в
которых были когда-то заГоронены
забальзамированные останки этих
животных.
Вообще,
сведений об этом культе предостаточно, т.
к. это был самый богатый культ, которому
больше никогда не удостаивалось ни одно
другое животное. Как уже было упомянуто
выше, черный бык Апис, проживавший при
мемфисском храме, считался служителем
бога Птаха, который по своей значимости
занимал одну из высших ступеней
древнеегипетского пантеона. Животное
содержалось в священном хлеву в главном
храме, где за ним ухаживали и
присматривали специально отряженные
для этого жрецы. После смерти каждого
быка его обязательно бальзамировали,
после чего торжественно Хоронили с
соблюдением сложного церемониала, при
котором всегда присутствовали все
жители города. После погребения одного
животного, жрецы отправлялись на поиски
другого, которое должно было занять
подобающее ему место при храме.
Согласно
установившейся традиции, «новорожденным
Аписом» (или быком-преемником)
становился только черный бык, имеющий на
лбу белое треугольное пятнышко, под
языком нарост в виде скарабея, на хребте
— пятно, по форме напоминающее орла, на
хвосте — двухцветную шерсть. (В общей
сложности, этих отличительных признаков
было около тридцати.)
Разумеется,
что поиски такого животного были делом
непростым и жрецам зачастую требовалось
немало времени, пока, наконец-то, они
находили быка, отвечающего всем
требованиям. Но зато после того, как
животное было найдено, его со всеми,
подобающими по этому случаю, почестями
препровождали в тщательно вычищенный
хлев, где бык (вместе с целым гаремом
специально отобранных для него коров)
содержался вплоть до своей смерти.
Также
необходимо отметить, что культ животных
в Египте был составной часть всеобщего
культа природы. То есть почести,
оказываемые быку в Мемфисе (или другим
животным) не были чем-то из ряда вон
выходящим. Египтяне воздавали такие же
почести растениям и деревьям (при этом
особым почтением пользовались сикоморы
и лотосы (на выращивание которых
отводились целые рощи), вода (так, капли
дождя они считали слезами бога Ра или «плачем
богини Исиды»).
В
этом отношении характерно
обожествление вод священного Нила, или «реки,
сотворившей все, что разливается, дабы
давать жизнь».
Божественным
происхождением народ Египта наделял и
землю, почитая ее за божество (а как
иначе они могли объяснить ее
плодородную силу?). Из неживой природы
особо почитались заостренные камни —
прототипы камней-фетишей солнца (или
обелиски). Со временем поклонение
природе отразилось в оформлении храмов:
каменным колоннам придавалась форма
пальм и связок стеблей лотоса или
папируса, нижние части стен
расписывались растительным орнаментом,
внутреннее убранство соответствовало
пейзажу на Ниле в ночное время суток (священное
значение придавалось и небесным телам; в
первую очередь, конечно, это относилось
к Солнцу и Луне).
Объясняется
это довольно просто: с одной стороны
древние египтяне видели в Солнце
грозную стихию огня, а с другой —
источник тепла и света, дающий жизнь
всему живому на планете. Что же касается
культов животных, то здесь все
объясняется еще проще: так, например,
змей, крокодилов, волков и т. д. старались
«задобрить», потому что они были опасны
для человека; коров, кошек, быков
обожествляли т. к. они были полезны (коровы
давали молоко, кошки ловили мышей, от
которых в те времена трудно было
избавиться другим путем); птиц и жуков
почитали за то, что они были безвредны.
В
древности каждый культ имел свое
обоснование, которое, впрочем, не всегда
поддается логическому объяснению,
особенно в тех случаях, когда на лицо
приписывание сверхъестественных
свойств совершенно обыкновенным
предметам (фетишам и тотемам). Однако в
религии человек часто сталкивается с
вещами, которые либо вообще не поддаются
объяснению, либо это объяснение слишком
натянуто.
Вообще,
древнеегипетский пантеон отличался
большой сложностью: со временем в нем
появлялись все новые и новые божества, а
многие боги имели не по одному, а по два,
три, четыре имени. Так, например, бог
Солнца как «восходящее Солнце» имел имя
Хепрер, как «Солнце в зените» именовался
Ра, как «Солнце перед закатом» назывался
Атум; различные наименования имел в
Фивах и Мемфисе бог, охраняющий
подземное царство.
Трудно
точно сказать, сколько богов было у
египтян, даже ученые-историки до сих пор
не могут подсчитать их количество,
известно лишь, что их было не меньше
тысячи. При этом интересно отметить, что
первоначально пантеон был небольшим и
почести воздавались только
ограниченному кругу божеств.
Впоследствии
численность богов значительно возросла,
что произошло по милости жрецов,
старавшихся обеспечить свои храмы
такими богами, которые бы обладали всеми
необходимыми функциями. Подобный подход
в конечном итоге привел к тому, что при
храмах начали создаваться целые
комплексы божеств, так называемые «божественные
восьмерки», «девятки».
Здесь
стоит отметить девятибожие появившееся
в Оне (Гелиополе), во главе которого
стоял Атум (бог Солнца и создатель всего
на свете), следующую ступень после него
занимали его дети — Шу (бог Света и
Воздуха) и Тефнут (богиня Влаги и Дождя),
его внуки — Геб (бог Земли) и Нут (богиня
Неба), правнуки — Осирис и Исида и Сет и
Нефтида. Интересно, что, несмотря на
близкое родство, все боги пантеона
составляли супружеские пары.
В
более позднее время наибольшую
значительность приобрели Осирис и его
сын Гор. Что касается божественных
комплексов других городов, то
абидосская группа состояла из семи
божеств, гермопольская из восьми,
фиванская — из пятнадцати; при этом
большинство храмов предпочитали
довольствоваться «божественной троицей».
Характерно, что боги отдельных городов
обладали одинаковой властью и
могуществом, но при кажущемся
равноправии столичный бог имел всегда
самый красивый и богатый храм, что
способствовало выдвижению данного
божества на первый план не только в
пределах конкретного города, но и страны.
Впервые эта тенденция появилась в эпоху
Древнего царства. Тогда столицей
объединенного государства стал Мемфис,
а главным богом Египта сначала Птах (главное
божество Мемфиса), а затем Ра, слившийся
с Атумом, что произошло под влиянием
близлежащего города Она (или Гелиополя).
В
более позднее время (в Новом царстве),
когда столицей египетского государства
стали Фивы, место верховного божества
страны занял Амон, до этого почти
неизвестный (некоторое время спустя с
ним слился Ра). В последние века I тысячелетия до н. э.
главенствующим оказался Серапис —
александрийский бог, созданный
Птолемеем I
Сотером в результате слияния двух
египетских божеств (Осириса и Аписа) и
трех греческих (Зевса, Асклепия и
Диониса). Целью создания этого божества
и образования культа было получение
религиозной власти македонской
династии над египтянами.
Что
касается становления единобожия, то оно
произошло только в XIV веке, до н. э. в
результате реформы проведенной
Эхнатоном. Но, как мы уже говорили выше,
нововведения этого фараона не встретили
широкой поддержки и культ в скором
времени рухнул.
Стране,
издревле практиковавшей политеизм, было
чуждо поклонение единому богу и сразу
после падения культа Атона, она
вернулась к многобожию,
господствовавшему вплоть до
утверждения христианства.
Несмотря
на то, что так называемая «Религия
предков» имела очень глубокие корни, со
временем она стала утрачивать свои
позиции и, в конечном счете, уступила
место христианству. Во многом этому
способствовало греческое влияние; кроме
того, жрецы уже не обладали той силой и
могуществом, которые помогали им ранее (не
говоря уже о народе, утратившем веру в
сотни мифических существ и попавшем под
влияние греческой церкви).
Интересен
тот факт, что первоначально египетские
божества были непосредственно связаны с
природой и изображались в виде животных
или растений и лишь с течением времени
они «приобрели» человеческое тело,
оставив голову животного, жука или птицы.
С одной стороны такое необычное
соединение свидетельствует о фантазии
египтян, с другой говорит о том, что эта
фантазия была достаточно ограниченной.
Повторяясь из века в век, изображения
божеств и в итоге превратились в шаблоны.
На
самом деле египтянам ничего не стоило
сотворить новое божество: достаточно
было соединить человеческое тело с
головой жука и украсить последнюю
бараньими рогами, придав всей фигуре
совершенно неестественную позу. При
этом археологи не раз находили такие
причудливые соединения человеческого и
животного, что, порой им было трудно их
объяснить или же отнести к какому-то
известному божеству.
Вот,
например, бога Солнца изображали в виде
красного диска, иногда обвитого телом
кобры или имеющего крылья коршуна.
Объяснить это довольно просто: кобра
считалась богиней-охранительницей
Нижнего Египта, а самка коршуна —
богиней-охранительницей Верхнего
Египта.
Кроме
того, это божество изображалось в виде
летящего сокола, что также не требовало
сложных объяснений: сокол — потому что,
подобно Солнцу, эта птица взлетает очень
высоко (выше всех других птиц, обитающих
в египетском государстве) и потому что
она всегда была символом Гора (бога
Солнца и света, отождествленного
впоследствии с богом Солнца Ра).
Изображали
бога Солнца и в виде священного жука
скарабея. Здесь объяснение несколько
сложнее. Возможно, древние египтяне
сопоставляли движущееся по небу Солнце
с шаром, который катит перед собой жук.
Далее, наверняка, перед людьми вставал
вопрос: если шар катит скарабей, то что
двигает Солнце? Может быть тоже скарабей
(или его сила)? Скорее всего, египтяне
именно так рассуждали, когда
сопоставляли между собой два, казалось
бы, несопоставимых явления. По крайней
мере, к такому убеждению пришли
египтологи, неоднократно
предпринимавшие попытки расшифровать
все эти взаимосвязи.
Известны
и другие изображения небесного светила:
например, в виде маленького мальчика,
восседающего на теленке. Подпись под
этим изображением гласит будто бы
Солнце подобно теленку, однако ученые
так и не смогли найти взаимосвязи и
понять, чем руководствовались египтяне,
изображая Солнце именно так, а не иначе.
Действительно,
религиозная фантазия древних египтян не
имела границ. Со временем обожествление
природы перешло и на правителей этого
государства, что произошло еще в эпоху
Раннего царства. Подобная политика,
завязанная на религии была очень
выгодна фараонам, т. к. она
способствовала не только их личному
авторитету, но и, авторитету всей
системы управления, которую они
олицетворяли. Так, например, приказ
фараона был приказом бога и должен был
исполняться беспрекословно. Никто и не
прекословил: невыполнение означало не
только нарушение светских законов, но и
божественных; протест против фараона
расценивался как протест против бога,
что, неизменно влекло суровое наказание,
вплоть до приговора к смерти.
Таким
образом, получалось, что из века в век
обожествление фараона еще больше
подчеркивало его неограниченную власть
и полное бесправие подданных, что
способствовало желанной (для царя и
жрецов) сохранности существующего
порядка.
|