Самым известным астрономическим памятником Древнего Египта по праву является «Книга описания движения звезд». Подобные иероглифические тексты, несущие информацию об астрономических достижениях древних египтян встречаются так же в Дайр эль-Бахри на потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут, возведенного в XVI веке до н. э. Изображения созвездий и планет, духов и небесных Богов вырезаны на стенах поминального комплекса Рамсеса II, построенного в XIII веке до н. э. в Фивах. Там же в эпоху Нового царства были возведены гробницы фараонов, на потолках которых мастерски прорисованы карты ночного звездного неба.

Храмы Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе, Хатор в Дендере и Хора в Эдфу знамениты изображениями зодиакальных символов, ставших объединяющей силой астрономической науки древнего Египта, Греции и Вавилона. Все эти храмы были возведены настоящими мастерами и учеными, жившими в эпоху Птолемеев. Матерью всех планет и созвездий у древних египтян считалась Богиня Нут, отождествлявшаяся с самим небом. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом (Ра) они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах».

Человеческие души — Ба, представлялись древними египтянами в виде птиц, имеющихКарта Северного полушария звездного неба из храма Хатор в Дендере человеческие головы.

Папирус Карлсберг I, в котором встречается приведенное описание звездного неба, включал в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов.

Этот папирус состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной. В «Книге описания движения звезд» говорилось о том, что место бога Ра на ночном горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V - VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в Древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса. Уже в эпоху Среднего царства египтяне окружили особым почитанием пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн, называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти.

Марс — «Плывущий спиной вперед», «Красный Хор», Хор Джесер выглядел, как сокол с распростертыми крыльями. На змеиной шее Хора Джесета располагалось три змеиных головы. Встречались изображения, где голова сокола была увенчана белой короной Верхнего Египта.

Меркурий, именуемый Себег, «Сетх в вечерних сумерках — Бог в утренних сумерках», или Сетос Эм Уха Нечер Эм Уайт представлялся в образе сокола с шеей змеи и головой Бога Сетха.

Венера, которую называли «Пересекающая звезда», или Себа Джа изображалась в образе возрождающегося из пепла феникса Бену. О нем говорилось: «Бог великий, сам себя создавший... приносящий разлив Нила, божественная душа Ба Осириса». В храме Хатор Венера изображена в образе белоснежной цапли, увенчанной короной Осириса Атеф и, называется,  Па Нечер Дуауи — «Утренняя звезда». Изображения планет встречаются на потолках многих гробниц и заупокойных храмов. Весьма интересные планетарные изображения, сопровождаемые иероглифическими текстами сохранились в птолемеевских храмах Хнума в Эсне, Мина в Коптосе и Хатор в Дендере. Особого внимания заслуживают зодиаки на потолке гробницы Сененмута — египетского вельможи. Это погребальное сооружение было возведено на территории Дайр эль-Бахри в ХVI веке до н. э. (период XVIII династии) архитектором царицы Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Здесь, так же как и в гробнице фараона Сети I (XIII век до н. э.) на звездной карте показаны северная и южная стороны небосвода, звезды, по которым можно определить ночное время, северные околополюсные созвездия, а также нанесена линия небесного меридиана, проходящая на широте Фив.

Анен, жрец - астроном. На его занятие астрономией указывают инструменты, закрепленные у поясаСамой важной на небосклоне древние египтяне считали группу северных созвездий». На всех изображениях звездного неба всегда присутствует Большая Медведица — Месхетиу или «Бычья нога». Ее, как правило, сопровождают Великий Гиппопотам — воплощение «Исиды — Матери Грозной» и Один-два крокодила. Рядом с Месхетиу часто располагалась Богиня Селкет — охранительница мертвых.

Созвездие лебедя на звездной карте представлял сокологоловый Бог Ан, увенчанный солнечным диском и держащий в руках канат.

Ниже на карте размещались «Звезды Бога Ра», «Божественного льва», крокодила Хетеп Редуи, Бога Себека (владыки вод), Сокола, Столба. Ни одно изображение звездного неба не обходилось без особых небесных божеств, охранявших мир мертвых. Этими духами были сыновья Хора: «Видящий отца своего» Мааэнитеф, «Сотворивший тело свое» Иренджетеф, «Сам создавший имя свое» Ирренефджесев и некоторые другие. Шествие богов возглавляла Исида, замыкал правящий или недавно умерший царь Древнего Египта. В северной части звездной карты древние египтяне располагали 12 кругов. Каждый круг, представляющий определенный месяц, был разделен на 24 части, соответствующие суточному течению времени. Предполагается, что использование таких кругов оказало большое значение на развитие астрономии в Древнем Египте. При раскопках гробниц фараонов Рамсесов VI, VII и IX, построенных в период Нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «звездных часов», состоящих из полумесячных интервалов. Они имели не 12, как раньше, а 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим, каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из девяти вертикальных и тринадцати горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца.

Следуя описанным объяснениям, два жреца в ночные часы садились на вершине храма с севера на юг лицом друг к другу. Один из них смотрел на лицо другого через отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (у левого глаза, у правого глаза, напротив сердца и т. д.) Таким образом, с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время.

Как и ночное, дневное время подразделялось на 12 часов от восхода солнца до его заката.

Большой популярностью в храмах Древнего Египта пользовались водяные часы, применяемые для определения ночного времени. Этот механизм представлял собой круглый сосуд с небольшим отверстием в нижней части. На внутренней поверхности сосуда было нанесено 12 делений и высечено 12 колонок текста. Метки наносились с учетом продолжительности ночи, изменяющейся в зависимости от времени года. С наступлением ночи сосуд наполнялся водой. Час за часом вода медленно вытекала через отверстие, и к утру сосуд становился абсолютно пустым.

О древнеегипетских астрономах до настоящего времени дошли очень скудные сведения. Египтяне считали, что календарь, ориентированный на звезду Исиды, был изобретен знаменитым мудрецом и создателем пирамид фараона Джесера Имхотепом. Кроме того, сохранились надписи, датированные XXVIII веком до н. э., сообщающие о Ханту — наблюдателе за звездами храма Себека. Тогда же в эпоху Птолемеев в храме Исиды на острове Филе жил «пророк Сириуса в движении луны, жрец пяти живущих звезд, знающий время затмения солнца и луны». Рядом с отверстием на поверхности часов расположена небольшая фигурка павиана, олицетворяющего Бога мудрости и знания Тота. На внешней стороне клепсидры был изображен правящий царь — Аменхотеп III, поклоня­ющийся Ра, Тоту, Птаху и 12 богам каждого месяца года.

В 1906 году в местечке Телль Фараин учеными была обнаружена статуя египетского астронома Хархеби, жившего в III века до н. э.. На статуе высечена надпись: « наследный принц и князь, единственный спутник царя, посвященный в тайные писания».

Там же описывались необыкновенные способности этого человека. В частности говорилось о том, что он наблюдал «за всем, что в небесах, за всем, что на земле. Был чист взором в наблюдении звезд, среди которых нет потерявшихся, кто объявляет о восходе и закате в их время, с богами, которые предсказывают будущее, для чего он очистил себя в их дни, когда Ах (декан) взошел за Бену (Венеру) с земли и он удовлетворил земли своими изречениями». Этот астроном мог наблюдать «кульминацию каждой звезды в небе», знал «выходы» все в «год добрый» и предсказывал «выход» Сириуса в начале года. Он наблюдал за Сириусом в день «первого празднества». Его считали сведущим в пути звезды и в ее дневных деяниях. «Все, что предвещает она, — в заботах его; зная «север» и «юг» солнца, провозглашающий все его чудеса и определяющий сроки их, он объявляет, когда случатся они в их время».

 В более поздний период наряду с астрономией начала развиваться астрология. Древнеегипетские астрологи составили календари бла­гоприятных и неблагоприятных дней. Эти расчеты непосредственно связывались с жизнью богов. Так, первый день месяца Мехир считался счастливым в связи с тем, что в этот день «Ра своими руками поднял небесный свод», а третий и тринадцатый дни того же месяца требовали особой осторожности. В третий день Сетх воспрепятствовал плаванию Шу, а в тринадцатый — глаза Сехмет становились ужасными и насылали на людей болезни.

Самым опасным в году считался третий из пяти божественных дней — День рождения Сетха. В этот день воспрещалось веселиться, зажигать свет в жилище и произно­сить имя Сетха.

 

наверх

 

Сайт создан в системе uCoz