Часто цитируемая фраза о том, что Египет - это дар Нила, верна, но не в меньшей степени древнее государство было созданием фараонов. Происхождение этого института восходит к доисторическому периоду, когда североафриканские кочевники зависели от дождя, делавшего плодородными пастбища. и в жизни племен важную роНа рельефах внутри святилищ фараон представлен как тот, кто занимается религиозными ритуалами.Один из видов поклонения богам состоял в воскурении ладана, ароматный дым которого символизировал переход от земного мира к небесному.ль играли те, кто умел его вызвать. Самые ранние фараоны изображались в виде пасторальных вождей с посохом, которая позже стала их церемониальной одеждой. Как и других "божественных" правителей, в доисторические времена их ритуально убивали, когда сила уходила из тела, затем, вероятно, расчленяли и хоронили или сжигали, а золу развеивали, чтобы сделать плодороднее почву. В исторический период этот первобытный ритуал заменили магическими церемониями, призванными омолодить монарха. Иногда  в церемониях его заменяли животные ( или людьми), которых топили в Ниле. Традиция, по которой правитель должен умереть за свой народ, сохранилась в фольклоре и примитивных заклинаниях. Некоторые антропологи полагают, что в моменты кризиса обычай церемониальной казни фараонов возобновлялся, как это случилось с последней правительницей Клеопатрой, закончившей жизнь с помощью личного бога фараонов - змеи.

В самом начале истории Египта фараонов их функции уже определились; об этом можно судить по рисункам на головке булавы и на церемониальной дощечке, которую нашли в Иеранкополе. На последней изображен фараон - скорпион, выполняющий ритуал очистки каналов после разлива и распространяющий плодородие поп полям. Доисторические заклинания дождя, которые поддерживали племя, урожай и животных в добром здравии, магические управляя погодой, превратились в фараонов, способных поддерживать всю нацию. командуя разливами Нила. С этого момента фараоны и Нил имели между собой неразрывную связь. Даже Эхнатона, с его единым богом - солнцем, назвали "Нилом, всегда текущим и дающимФараон приносил в жертву богам фигурку богин Маат, показывая таким действием, что во всем царстве царил порядок. жизнь Египту".  В некоторых случаях правитель выступал в качестве лозоискателя, в случае, если нужно было вырыть колодец в пустыне. Рамсес II, по общему мнению, имел особую власть над природой. Даже в дальних землях хеттов, где мог заставить политься дождь или приберечь его для своих пастбищ. Эта власть над водой (а дождь есть небесный Нил, созданный богом для тех малых народов, которые не живут у его берегов), как считалось, не прекращалась со смертью фараона, а переходила к Осирису, с которым он сливался.

Дощечка фараона Нармера - самый важный памятник такого рода, найденный на территории Египта. В нем выражена суть института фараона, его символы, догматы и искусство. Имя правителя изображено внутри дворцового здания и окружено головами Хатор, с головою коровы и лицом женщины, что выражает сущность неба, как матери человеского рода. Там же изображен бог неба Гор, воплощением которого является фараон. На обратной стороне дощечки изображен сам Нармер в традиционной одежде медика. Ниже лежат два павших азиата. на этой стороне дощечке находятся и другие победные сцены, чтобы увековечить божественную мощь Нармера, который торжествует над чужеземными врагами и повстанцами на родине. Та же тема, но в более символическом виде выражена на головке булавы. На пьедестале одной из статуй Джосер изображен попирающим 9 луков, которые символизируют соседей Египта; ему поклоняются послушные чибисы, представляющие местное население. На ранней ступени не было разделения между египтянами и населением соседних земель - все простиралось перед всемогущим богом - фараоном. Непропорциональные размеры фигуры фараона, его подданных и даже бога на этих ранних монументах ясно демонстрирует , что фараон считался скорее универсальным владыкой по праву, чем наместником бога на земле. Фараон - классический пример земной инкарнации бога.

Одеяние фараона должно было отразить его божественную сущность. По роскоши и богатству с царскими нарядами не могли сравниться одежды никакого другого, даже самого знатного египтянина. Фараон всегда носил парик и ни при каких обстоятельствах не появлялся с непокрытой головой. Чтобы удобнее было носить парики царь коротко стригся. Самый простой из париков — круглый с диадемой и подвесками. Диадема была обвита золотым уреем в виде кобры с поднятой головой.

Парадные головные уборы «царя Верхнего и Нижнего Египта» — это корону Юга и Севера, и двойная корона. Первая представляла собой высокий кеглеобразный колпак, вторая имела сходство с удлиненной ступкой с прямой стрелкой сзади, к основанию которой присоединялась направленная вверх металлическая лента, закругленная на конце. Комбинация из двух описанных выше головных уборов называлась двойной короной. Для войн и военных парадов предназначался синий шлем с уреями и лентами на затылке.

корона Нижнего Египта

корона Верхнего Египта

корона 

объединенного государства

 

Под короной правитель носил «немее» — особый платок, обычно белого цвета с красными полосами. «Немее» крепился на голове при помощи золотой ленты. Он опоясывал лоб фараона, спускался по обе стороны лица на грудь; сзади платок образовывал остроугольный карман.

Для некоторых церемоний на голову фараона возлагали корону «атеф». Она представляла собой колпак «Верхнего Египта» с двумя перьями, закрепленными на рогах барана; между ними помещался золотой диск, обвитый двумя уреями. Такой головной убор мог использоваться только в тех церемониях, в которых царь сохранял полную неподвижность.

Важный элемент церемониального облачения фараона — накладная борода, заплетенная в косичку. Она напоминала о божественном происхождении фараонов - считалось, что именно такие бороды носили жители Пунта, Земли Бога, откуда, по преданию, пришли многие боги Египта. Накладная борода соединялась с париком двумя подвязками. Свою настоящую бороду и усы царь сбривал, иногда впрочем, оставлял короткую квадратную бородку.

Основной частью наряда любого египтянина была набедренная повязка. У фараона она была, в отличие от всех других, гофрированной. Набедренную повязку удерживал широкий пояс с металлической пряжкой. Спереди крепился так называемый царский картуш с иероглифами, а сзади — бычий хвост. В некоторых случаях к поясу подвязывался передник в форме трапеции. Он был выполнен из драгоценного металла или из нитей с бусами, натянутых на рамку. Передник был украшен уреями, увенчанными сол­нечными дисками. Обувь египетского царя — металлические, кожаные или плетеные из тростника сандалии. Фараон мог также ходить и босиком.

Для завершения царского образа применялись различные украшения. Фараон одевал ожерелья, составленные из золотых пластинок и бусин с застежкой, от которой спускалась роскошная кисть из золотых цепочек с цветами. Появился такой тип ожерелий незадолго до эпохи Рамсесов. Классическое ожерелье фараона представляло собой ряд нитей бус с застежкой в виде двух голов сокола. Бусины нижнего ряда были каплеобразной формы, бусины других рядов круглые или овальные. Оно завязывалось двумя шнурами сзади.

Вес ожерелий иногда составлял несколько килограммов. Но украшения фараона этим не ограничивались. На шею царь вешал нагрудное украшение в форме фасада храма на двойной цепи из золота. На руках и  ногах он носил браслеты: по меньшей мере, по одной паре на запястьях и на предплечьях, а также одну пару на щиколотках.

Поверх всех украшений иногда одевалась прозрачная туника с короткими рукавами и с завязанным спереди прозрачным поясом.Фараон совершает жертвоприношение

Фараон жил и работал по определенному распорядку, ставшему традицией. С утра он читал разные отчеты и донесения. После умывания царь облачался в наряд; затем он совершал жертвоприношения, слушал молитвы, поучительные истории, наставления верховного жреца.

День правителя проходил за различными приемами, судебными заседаниями, развлечениями и прогулками. Вероятно, не все, но многие из египетских царей относились достаточно серьезно к своим обязанностям.

Фараон был в курсе основных событий, происходивших в стране. Ежедневно он получал донесения и диктовал на них ответы. Прежде всего, от фараона зависело решение вопросов войны и мира; если кто-то из врагов решался «поднять свой меч» на Египет, царю незамедлительно докладывали об этом.

В некоторых случаях фараон собирал своих советников, чтобы решить какой-нибудь сложный вопрос. Причем этикет не позволял советнику прямо изложить свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Вместо этого опытный советник начинал всячески восхвалять мудрость правителя, и между славословиями преподносил свою мысль в такой форме, будто фараон сам до нее додумался, так как каждая мудрая мысль и каждое хорошее начинание должны были исходить от царя.

Фараон решал не только военные вопросы, зачастую его интересовали различные технические проблемы: строительство ирригационных сооружений, возведение храмов и памятников. И никто, кроме самого царя, не мог решать вопросы назначения высших чиновников и жрецов.

В решении различных вопросов фараон обращался не только к помощи своих советников, но и к помощи богов. Так, например, Рамсес II, думая, кого назначить на должность верховного жреца Амона, каким-то образом «советовался» с самим богом.

Как сообщается в источниках, фараон перечислял Амону имена жрецов, сановников, военачальников и пророков. Божественный выбор пал на Небуненефа, жреца из Тинитского нома.

Фараон наводил трепет на своих подчиненных, он безжалостно карал за преступления, но также он мог и помиловать провинившегося, и наградить достойных.

Единственный дошедший до наших дней рассказ о том, как фараон помиловал виновного, — это «Приключения Синухета». Рассказчик ярко описал свои чувства, когда он предстал перед царем: «Я был подобен охваченному мраком. Душа моя исчезла, тело ослабло, и не было больше сердца в груди, и не отличал я жизнь от смерти». Но напрасно боялся Синухет — фараон его не только помиловал, но еще и щедро одарил.

Фараоны часто награждали золотом военачальников, отличившихся в военных походах. Этот обычай распространился на чиновников и жрецов. Во времена Нового царства награду от царя за верную службу мог получить всякий знатный вельможа.

Бывало, фараон вручал награду одному из своих подчиненных персонально, но чаще случалось, что во дворце одновременно собирали многих удостоенных такой чести.

Сохранились некоторые сведения как эта церемония проходила при Эхнатоне. Удостоенные награды, облаченные в лучшие свои одежды, подъезжали на колесницах ко дворцу. Оставив колесницы на специальной площадке, приглашенные собирались во дворе. На балконе появлялся фараон, вокруг него на столах были разложены подарки. Царские командиры по одному подводили награждаемых к балкону. Награждаемые приветствовали фараона, но не распростершись на земле, как обычно, а всего лишь поднятием рук. Удостоенный награды произносил хвалу правителю, и тот отвечал ему похвалой. Особо отличившимся фараон при этом сообщал о повышении в должности.

После взаимных восхвалений фараон бросал с балкона золотые украшения и чаши. Военачальники ловили их на лету и тотчас же одевали украшения на награжденного. Одаренный уходил сгибаясь под тяжестью золота и сияя от счастья. Остальные подарки несли вслед за ним, несли также яства с царского стола. Весь ход церемонии старательно фиксировали писцы.

Награжденный выходил за пределы дворца, где его встречала ликующая толпа друзей и слуг. Он садился в колесницу и сопровождаемый этой толпой возвращался домой, где долго потом пировал и веселился вместе со своими гостями  Еще более пышные церемонии устраивались по поводу приема иноземных послов. Часто фараон одновременно принимал послов из многих стран.

Рамсесы принимали посланцев из Ливии, Сирии, Пунта, Нубии и Нахарины. К этому времени Египет уже не посещали как раньше послы с Крита, но зато налаживались связи со странами, о которых в прежние времена египтяне даже не знали: с Мидией, Персией, Бактрией, Индией.

Для приема иноземных послов в центре большой площади сооружалась беседка. С четырех сторон выстраивались послы, протягивая фараону свои дары. Царские писцы описывали приношения, после чего дары отправляли на склад ближайшего храма. Фараон тоже одаривал посланников, причем его дары были более дорогими, чем те, что они принесли.

Царь Верхнего и Нижнего Египта хотел чтобы правители всех стран знали о его ни с чем не сравнимом богатстве и могуществе. Поэтому фараон никогда не отказывал в помощи оказавшимся в затруднительном положении царькам. Те, в свою очередь, пытались породниться с египетским фараоном, например, вступив в брак с какой-нибудь его дочерью.

Древнеегипетские тексты непременно описывают фараона как воина, которому нет равных на поле боя; по физической силе, ловкости и выносливости его никто не мог превзойти. Конечно, способности царей всегда преувеличивали, но в таких описаниях часто присутствовала и доля истины.

Царевичей с самого детства готовили к войне. Будущий фараон должен был тренировать свое тело физическими упражнениями. Царевичи занимались стрельбой из лука, греблей, бегом, постигали искусство управления лошадьми. Сохранилось описание упражнений в стрельбе царевича Ахеперура. «Он натянул триста луков, чтобы сравнить их и отличить изделие мастера от поделки невежды». Царевич нашел лучший лук, который, кроме него никто не в силах был натянуть. Перед ним поставили мишени из меди толщиной в пядь. Первая пущенная стрела пробила цель, острие ее вышло с другой стороны. Царевич выстрелил по второй мишени. Стрела пронзила медную пластину насквозь и упала с другой стороны на землю».

В особом почете у древних воинов были лошади. Благородные скакуны являлись предметом гордости их владельцев. Царевич Аменхотеп славился своим умением управлять лошадьми. Прослышав об успехах сына фараон Менхеперра повелел отдать ему лучшую упряжку из царской конюшни. Юный царевич прекрасно подготовил и натренировал коней, так, что они могли скакать без устали.

Конные состязания обычно проводились к западу от Мемфиса, недалеко от великих пирамид. Когда царевич взошел на трон, он установил на этом месте высокую стелу из белого камня, на которой записывались все его подвиги.

Сын Аменхотепа Тутмос IV часто охотился в пустыне и упражнялся в стрельбе Нефертитииз лука. Как раз во время одного из таких занятий царевич уснул возле Сфинкса, и тот явился ему во сне, повелевая расчистить засыпающий каменное чудовище песок, и обещая за это молодому царевичу трон.

Если царевичи развлекались охотой на антилоп в пустыне, то фараоны предпочитали другую охоту.

Фараоны охотились на носорогов, львов, диких буйволов. Воины вооружались для царской охоты, как для сражения: с копьями, луками, мечами и щитами. Они, выстроившись в линию, загоняли животных. Фараон настигал их на своей быстрой колеснице и убивал.

Фараон-реформатор Эхнатон отверг многие традиции Древнего Египта. Его отношение к семье также отличалось от традиционного для египетских царей. Эхнатон не знал большей радости, чем находиться в кругу семьи. Большую часть жизни его сопровождала верная жена Нефертити. Во дворце в Ахетатоне постоянно царило веселье.

Судя по всему Эхнатон был самым верным супругом среди фараонов — за все время его правления только одна Нефертити носила титул «великой супруги царя», не считая непродолжительного возвышения Кэйе в конце жизненного пути фараона.

Другие предпочитали большее разнообразие: как правило, за свою жизнь они успевали несколько раз сменить главную жену. Всех превзошел Рамсес II: за время его правления пять женщин носили титул «великой супруги царя», количество его детей (около полутора сотен) свидетельствует о том, что фараон не ограничивался общением со своими главными женами.

 

 наверх

 

Сайт создан в системе uCoz