Брак

Женитьба или брак — одно из самых важных и торжественных событий в жизни каждого человека, ведь без него не может быть полноценной семьи. Его важность понимали и в Древнем Египте, где понятия «построить дом» и «взять жену» были тождественны. При этом нередки были случаи, когда браки совершались не по взаимному влечению, а по выбору родителей или господ, подыскивающих для своих детей и слуг такую пару, которая казалась им наиболее подходящей. Однако так было не всегда и не везде.

Очень беден материал, касающийся обрядовой стороны свадьбы Скорее всего, церемония бракосочетания была очень шумной и веселой, что бывало обычно во время прибытия гостей из других стран, во время приношения даров в храмах, а также во время погребения умерших (которое древние египтяне воспринимали как переход из одного дома в другой, а не как грустное и заунывное событие). При этом нужно учитывать то обстоятельство, что свадьба фараона или его дочери была событием на уровне страны и праздновалась с особой пышностью нежели свадьба простолюдина.

По всей вероятности, немаловажную роль в религиозной части брачной церемонии играли жрецы. Кроме того, доподлинно известно, что при совершении паломничества в Абидос, мужа всегда сопровождала жена, которая вместе с ним посещала храм. По завершении брачного обряда, когда молодожены входили в супружеские покои, писцы, жрецы и все остальные гости расходились, что бывало под вечер — весь день приглашенные пировали и веселились.

Нужно заметить, что деятели искусства весьма трогательно изображали членов египетской семьи: отец и мать в их произведениях держались за руки и обнимали друг друга за талию, что касается детей, то они в большинстве случаев изображались жмущимися к родителям или держащимися за их одежды. Но, если до прихода к власти Эхнатона так изображали только простых людей, то после эта мода  распространилась и на божественных супругов. Так, например, археологами были найдены статуэтки, на которых царица сидит на коленях у фараона; где они оба целуют своих детей, а дети в ответ на эту ласку, поглаживают их подбородки.

Однако подобная мода оказалась такой же недолгой, как и правление самого фараона. И вот, с XIX династии египетское искусство вновь становится строгим, что, впрочем, не сказывается на настенных росписях гробниц, где супруги по прежнему изображаются рядом друг с другом, как было при их жизни.

Нужно также отметить, что литература Древнего Египта «недолюбливала» женщин, называя их копилкой пороков, мешком всевозможных хитростей и изображая как капризных, глупых, легкомысленных, порочных болтушек, не умеющих хранить верность своему мужу.

 Вообще, практически, во всех сказках женщина описывалась как неверная лицемерка, в то время как мужчина был верен, нежен, заботлив, предан и рассудителен. При этом также необходимо отметить, что в тех же сказках фараон предстает перед читателями отнюдь не божественным правителем, а ограниченным и взбалмошным человеком, который по поводу и без обращался к своим писцам и чародеям, что не соответствовало действительности. В реальности многие фараоны характеризовались воинской доблестью и умением управлять государством в мирное время, а многие египтянки были верными женами, внимательными и нежными не только по отношению к своему потомству, но и к мужу.

Если же факт измены был установлен и предан огласке, то неверную египтянку предавали смерти, что случилось и с женой Анупу, оклеветавшей его родного брата Бату. Сказка оканчивается тем, что, хотя и с опозданием, Анупу выяснил правду, оплакал своего младшего брата, после чего убил жену и бросил ее тело на съедение собакам. Такая же участь ожидала неверную жену Убаинера, тело которой было сожжено, а прах выброшен в воды Нила. При этом юноша, с которым женщина наставляла Рога своему мужу, тоже разделил ее участь. Таков был закон, каравший измену смертной казнью.

Интересно то, что, если женская измена грозила последней смертью, то мужская всегда оставалась безнаказанной. Мужчине даже разрешалось иметь в своем доме не только жену, но и несколько наложниц. Вообще, нужно заметить, что в Древнем Египте понятие семьи означало не только жену, детей и родителей, но и слуг, домашних жи­вотных и т. д.

В качестве примера можно привести надпись найденную в одной гробнице, и представляющую собой длинный список всех членов семейства, куда входили: отец, мать, друзья, приближенные, дети, наложницы, «инет-хенет» (до сих пор не расшифровано, что это означает), домашние животные и слуги.

Полигамия в Египте также имела место быть, но это были отдельные случаи. Так, например, у одного из расхитителей гробниц (этим промышляли не только в настоящее время, но и в древности) было две жены, которые, тем не менее, ладили друг с другом.

В семье муж имел полное право бить свою жену (так же, как и брат сестру), но так, чтобы не было серьезных увечий, т. к. это было наказуемо: обвиняемый должен был поклясться при свидетелях, что больше не тронет свою вторую половину. В противном случае он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество.

Дети

Тема взаимоотношений отцов и детей имеет столь же важное значение, что и любая другая тема, связанная с цивилизацией Древнего Египта и это не удивительно. Она открывает для нас египтян с самой неожиданной стороны: их любовь к детям просто не знала границ. Древнегреческий географ и историк Страбон (64-63 год до н. э. — 23-24 год н. э.) оставил описание обычая, который считался едва ли не самым важным в жизни древних египтян. Согласно ему, каждая семейная пара должна была выкормить и вырастить всех, родившихся у нее, детей, при этом детей старались рожать как можно больше, ведь они были будущим страны. Вообще, нужно отметить, что египтяне отличались плодовитостью, которая объяснялась благоприятным климатом и плодородием госуЕгипетская семьядарства. Согласно Диадору, в те времена дети не были большой обузой для своих родителей. Так, например, в юном возрасте они обходились без одежды и обуви: мальчики носили только ожерелье на шее, а девочки — гребень в волосах и поясок на талии. Питались они также очень скромно — сырыми или вареными стеблями (или корнями) папируса. Рожая, преимущественно, несколько детей, египтяне любили их всех, однако при этом рождение мальчика-наследника было для них самым важным событием. В этом отношении очень характерна одна древнеегипетская сказка об обреченном царевиче: «Жил-был некогда один царь, — повествует неизвестный автор, — у которого не было наследника. Он просил богов своей страны, и повелели они ниспослать ему сына».

Рождение мальчика было настоящим праздником для родителей, т. к. основной долг сына в те времена состоял в том,  чтобы достойно похоронить своего отца и позаботиться о его гробнице. Здесь нужно заметить, что египтян всегда интересовало будущее. В следствие с этим, при появлении каждого новорожденного родители взывали к семи богиням Хатхор и те слетались к ребенку, чтобы предсказать его судьбу: что его ждет в жизни, и от чего он умрет. Разумеется, что предсказанное несчастье производило сильное впечатление на родителей, которые оберегали свое чадо с пеленок и до того времени, пока ребенок не достигал совершеннолетия и сам не мог распоряжаться своей судьбой.

В раннем детстве дети обходились без одежды и обуви, обходясь только ниткой бус на шее и пояском на талии. Но вот, однажды наступал день, когда подросток (будь то мальчик или девочка) должен был надеть первые в своей жизни одежды. Воспитатели детей знатных родителей хорошо помнили тот день, когда они впервые помогли облачиться в одежды (девочке выдавалось платье, мальчику — набедренная повязка) своей любимой воспитаннице или воспитаннику.

Как правило, этот день считался большим праздником, который совпадал с первым обучением в школе. Однако здесь нужно отметить, что в школу ходили только дети знатных и состоятельных родителей. Что касается детей ремесленников, крестьян и простолюдинов, то они оставались дома, постепенно осваивая ремесло своих родителей. Кто был помладше, тот пас скот и помогал по дому, кто постарше, тот работал на полях и т. д.

наверх

 

Сайт создан в системе uCoz