Изделия
из дерева
Особым
спросом среди столяров
пользовались акация, кароб или
рожковое дерево, можжевельник и
некоторые другие породы, названия
которых неизвестны. Мастера
любили работать с черным (эбеновым)
деревом, произрастающим на юге,
елью, сирийской пихтой «аш» и
красноватым деревом, своим цветом
напоминающим «мер» — кварцит с
Красной горы.
Из
отборных стволов деревьев
получали доски и брусья. Плотники
обрабатывали балки большими
топорами на длинных топорищах.
Современный струг или рубанок
заменяло тесло, изготавливаемое
из металлической широкой
стамески с ручкой, по длине равной
ладони либо локоть. Отверстия
проделывали сверлом, которое
приводили в движение с помощью
тетивы лука. Пазы и гнезда делали
долотом и киянкой, которую к тому
же использовали при сборке.
Когда
нужно было распилить брус в длину,
его привязывали к столбу,
вкопанному в землю. Однако во
время распилки, от вибрации,
создаваемой пилой, могли
образоваться трещины. Чтобы
предотвратить их появление, между
брусом и верхней частью доски
клали для расклиниван ия палку с
привязанным к ней грузом, а затем
накрепко связывали их вместе.
Легче
было обрабатывать небольшие
куски дерева. С этой работой
справлялся один человек. Он
ставил брусок на земля и , держа
одной рукой, распиливал его на
части. Аналогично столяр
действовал, когда работал с
теслом. В этом случае он
придерживал кусок дерева ногами.
Готовое
изделие получалось из отдельных
деталей. В процессе сборки
египтяне пользовались
деревянными клиньями, заклепками
и клеем. Металлическими гвоздями
к дереву прибивали пластины из
металла. После чего со всей
поверхности с помощью тесла
устраняли имеющиеся неровности.
Заключительным этапом работы
являлась полировка. Далее за дело
брались художники. Яркими
красками они расписывали вазы,
кресла и ларцы.
Как
известно, древние египтяне любили
бригадный метод труда. Но чтобы
подобная работа не стояла на
месте и была соответствующего
качества, требовались опытные
надсмотрщики, отлично владеющие
палкой. Деятельность
надсмотрщиков контролировали
другие проверяющие.
Группа
мастеров специализировалась на
изготовлении колесниц. Этот вид
ремесла получил широкое
распространение в период Нового
царства. Колесницы в основном
состояли из дерева, хотя корпус
закрывали металлическими
пластинами. Одна колесница
получалась из огромного
количества деталей.
В
древнем источнике упоминаются
названия 50 деталей, однако, их
было гораздо больше.
Большого
искусства требовало изготовление
идеально круглых колес, имевших
четыре или шесть спиц. Части обода
выпиливали из специально
подготовленных досок подходящей
толщины.
Некоторые
мастера отдавали предпочтение
изготовлению луков, стел и
дротиков. Другие же делали
инсигнии для фараонов и другие
знаки власти, необходимые знатным
особам: чиновникам,
военачальникам и высшим жрецам.
Отдельные мастерские принимали
заказы на изготовление
музыкальных инструментов.
У
каждого мастера были свои способы
проверки качества готового
изделия. Если нужно было узнать,
правильной ли формы стрела, ее
взвешивали на ладони. Отличный
лук получали довольно простым
способом. Чтобы неочищенная от
коры ветка приобрела нужный изгиб,
ее нагревали и помещали в зажим,
представляющий собой вкопанный
в землю столб с развилиной. Две ее
части крепко связывали веревками.
Как
и другие изделия, музыкальные
инструменты украшали
инкрустацией накладными
металлическими пластинами, реже
— деревянными резными головками.
Изделия
из кожи
Со
времен Древнего царства ценился
труд кожевников. Тогда был
известен мастер по имени Ута,
который делал сандалии и сумки
для папирусов. Влиятельные
сановники просили его изготовить
пергаментные листы, используемые
ими в процессе подготовки к
религиозным и светским
церемониям. С течением времени
возрастал спрос не только на эти
предметы, но и на шлемы и оружие
для воинов, а также колчаны и щиты,
обтянутые кожей и снабженные
металлическими гвоздями и
окантовкой.
Не
многие мастера занимались
тиснением кожи. На поверхности
колчанов и щитов они создавали
оригинальные орнаменты. Здесь
заметно влияние сирийцев. Тем не
менее, работы художников Египта
отличались изяществом и
неповторимостью. Древние мастера
хорошо знали жировой способ
выделки кожи. Растянутые шкуры
клали в чан с растительным маслом.
Спустя некоторое время их
вытаскивали и раскладывали для
просушки. Когда шкуры немного
подсыхали, их начинали усердно
бить. Масло пропитывало все поры и
шкура становилась мягкой. Кожа
хорошей выделки не пропускала
влагу и не подвергалась гниению.
Работники
каменоломен
Египетские
архитекторы, ювелиры и скульпторы
использовали в своей работе
известняк, добываемый в двух
пустынях, опоясывающих Нильскую
долину. Месторождения этой
скальной породы встречались на
огромной территории — от Мемфиса
до Иунита (Латополь), к югу от Фив.
Высоким качеством отличался
известняк из каменоломен Ра (современная
Тура), близ истоков Хелуана.
Ценным также считался известняк
фиванских гор. Со времен Среднего
царства (ХХI-ХVШ
веках до н. э.) в каменоломнях
Красной горы добывали кварцит «мери».
Месторождение находилось во
владении Хатхор, расположенном на
северо-востоке от Она.
Активная
разработка залежей этого камня
началась в период Нового царства,
при Рамсесе II
(XIX
династия). Фараон иногда
отправлялся в пустыню Она, к
границам владений Ра, чтобы лично
проследить за работой в
каменоломне. Был случай, когда там
нашли блок невероятных размеров.
«Со времен богов» ни один
египтянин не видел ничего
подобного. Казалось, сам Ра сделал
такой щедрый подарок каменотесам.
Спустя год лучшие мастера создали
из камня огромную статую,
названную «Бог Рамсес». Всех, кто
трудился над ее созданием Рамсес
наградил.
Еще
одно месторождение было открыто
недалеко от Красной горы. Там
египетские мастера высекали
колоссов для храма Птаха в
Мемфисе и храмов Птаха Рамсеса и
Амона.
В
каменоломнях применялся
примитивный способ работы.
Египтяне не использовали жилы в
скалах, из которых можно было
получить довольно большие блоки.
Из уже отбитых от склона глыб,
каменотесы изготавливали нужные
блоки, их которых делали
саркофаги и статуи. Тот, кто
приходил первым, брал глыбы,
валявшиеся у дороги. Остальным же
приходилось взбираться на скалы и
сбрасывать оттуда выбранные
глыбы. Но, как правило, массивные
камни раскалывались от удара о
землю на мелкие осколки.
Изобретательный начальник
каменоломни Мери предложил
гениальный и, к тому же, простой
способ спуска каменных глыб со
скалы. На ее склоне
изобретательный египтянин
устроил наклонную дорогу, чтобы
блоки могли сами скатываться вниз.
Успех оказался ошеломляющим!
Таким образом, Мери для себя лично
вывез десять статуй высотой по
пять локтей каждая. Никогда еще
работа не выполнялась так быстро
и эффективно. За 15 столетий данный
метод получил широкое
распространение.
Египтяне
верили в божественное
вмешательство и поэтому всегда
ждали его. Для них, занятых
тяжелым трудом в раскаленной
пустыне, даже самые
незначительные приметы
становились чудесами. Интересный
случай произошел с работниками
одной каменоломни. В поисках
глыбы для крышки саркофага
фараона Небтауира (Монтухотепа III),
они отправились в горы «бехена»,
где и увидели газель. «...Глаза ее
смотрели на тех, кто пытался ее
поймать, но она не убежала, пока не
привела людей на священную гору,
где была крышка для саркофага. Она
отелилась на этом месте. Воины
фараона, которые это видели,
перерезали ей горло. Они
остановились здесь, принесли (газель
в) жертву (богам) и спустились (в
долину) в мире...»
Тяжелый
труд в каменоломнях, особенно в
фиванских горах, выполняли
военнопленные и осужденные
преступники, а также простые
египтяне. Недовольные своим
положением, они подняли восстание,
когда в Египте началась
междоусобная война. Со временем
волнения охватили и другие
каменоломни.
Рудокопы
В
пустыне между Нилом и Красным
морем египтяне часто находили
золото. Во многих древних
источниках, в частности в
папирусе Харриса, говорилось о «золоте
Коптоса». В данном случае
упоминаются золотые рудники в «горах
бехена». От могучей реки до моря
тянулась цепь рудников и
каменоломен, имевших выгодное
географическое расположение. Они
удобно располагались на
скрещение пустынных дорог и
недалеко от водоемов. Богатый
золотом район нередко посещали
смотрители коптоских рудников,
начальники охотничьих отрядов и
воины Коптоса, обеспечивающие
безопасность людей, переносивших
ценный метал через знойную
пустыню.
Рудник
открыли в конце зимы. Люди знали,
что вскоре наступит невыносимая
жара, и работать будет еще труднее.
Тем не менее, люди не собирались
покидать свои места и продолжали
трудиться на благо фараона, веря в
небесную владычицу Хатхор —
владелицу бирюзы и
покровительницу рудокопов. Удача
сопутствовала Хорурру: работа
двигалась большими темпами и
завершилась уже в первый месяц
сезона «шему», что позволило
сохранить природный цвет бирюзы.
Тогда Хорурра радостно
воскликнул: «Я собрал эти
драгоценные камни. Я преуспел
больше любого, кто приходил сюда
до меня, и собрал больше бирюзы,
чем было приказано.
Можно
ли желать лучшего? Цвет бирюзы был
совершенным, и глаза ему
радовались. Камень был даже лучше,
чем в обычный сезон... Доверьтесь
же богине Хатхор! Вы добьетесь
большего, чем я. Процветания вам!»
На
протяжении многих лет в
сокровищницах Древнего Египта
накапливались по истине
сказочные богатства. Торговцы,
мастера и рудокопы доставляли в
огромных количествах драгоценные
камни, металлы и древесину,
которые ремесленники
обрабатывали в своих мастерских.
наверх
|