Состав
египетской армии
Во время
освободительной войны Египта
против гиксоских племен, войско
состояло исключительно из одних
египтян. Вскоре в армию стали
включать иноземных солдат, взятых в плен. В
гробнице царского писца Чануни,
жившего во времена Тутмоса I,
найдены фрески с изображением отряда воинов, явно отличающихся от
египтян, высоких,
стройных, с широкими плечами и
плоскими животами. Иноземцы изображены с
толстыми руками и ногами,
большими животами и длинными
свисающими до плеч волосами.
У каждого за спиной и у лодыжек
привязаны хвосты пантер. Данный внешний вид
указывал на то, что это выходцы
из южных стран. Изображены они
идущими в строю, на параде. Они идут
большими шагами, вытянув вперед правую
руку с палкой.
Некоторые
военачальники даже предпочитали
иноземных наемников. Так на
одном из изображений, в личной гвардии
Эхнатона, сопровождающей его в
храм, ливийцев, сирийцев и негров
больше, чем египтян. Постепенно
армия пополнялась все новыми народностями. В
войске Хоремхеба
появились хетты, а во времена Сети
египетская армия пополнилась «народами
моря». Гвардия Рамсеса II
полностью состояла из шерденов.
Об этом наглядно говорят настенные
росписи гробниц. Воины изображены
высокими, худощавыми и хорошо
сложенными.
Египетские
художники были очень
наблюдательны. Они точно передавали изображение
людей, показывая отличия египтян
с правильными чертами лица и
четким профилем от негров с плоскими лицами,
горбоносых семитов и костлявых
ливийцев. Так, на стенах храма в
Абидосе изображен отряд фараона,
внешне напоминающий европейцев.
После
войны Рамсеса III с ливийцами и «народами моря», армия фараона
пополнилась множеством иноземцев.
На воинов, взятых в плен,
ставили, как на скот, царское клеймо.
После этого они считались воинами
египетской армии и должны
были подчиняться суровой
дисциплине. Воинское обучение
сводилось к строевому маршу и
рукопашному бою. Кроме того, фараоны постоянно
устраивали всевозможные
состязания между самыми ловкими и
умелыми воинами.
Нередко этих воинов держали при
дворе.
Вооружение древних
воинов
Основу
древнеегипетского войска, как
правило, составляли египтяне,
сирийцы, ливийцы и другие
средиземноморцы. Их распределяли по разным
полкам. Сам фараон командовал
шерденами, обученными египетской
тактике боя. В древних летописях
неоднократно встречаются
сведения об известных полках, участвовавших в
разные времена в разных
войнах. Так, во времена Сети
упоминается полк Амона, известный
под названием «Храбрые луки»,
полк Ра — под названием «Многочисленные руки», полк
Сетха — «Могучие
луки». Позже, в начале
царствования Рамсеса II,
появился четвертый полк — полк
Птаха.
В
многочисленных настенных
росписях встречается эпизод раздачи оружия и
снаряжения перед военным походом.
Как правило, эта церемония происходила
в торжественной обстановке,
и на ней присутствовал сам фараон.
Он изображался сидящим на
помосте с балдахином, принимающим
приветствия воинов и доклады
командиров. На нем парадная
одежда: роскошная набедренная
повязка и сандалии. Перед раздачей оружия
царь выступал с напутственной речью: «Пусть раздадут оружие, покажут
его, чтобы укротить
храбростью отца моего, Амона,
восставшие страны, не
знающие Египта!»
Вокруг
фараона стояли его сыновья, писец
и старшие командиры. Оружие лежало
тут же, разложенное по видам: в
одном месте треугольные луки,
колчаны и длинные кольчуги,
закрывающие все тело; в другом
серповидные мечи с длинной ручкой, под
названием «хепеш» (рука); в
третьем шлемы,
полностью закрывающие голову и
шею, с прорезью для глаз и двумя
завязками. Процедура вручения
оружия была очень проста: воины в
набедренных повязках цепочкой по
одному подходили
к месту выдачи и, получив оружие,
отходили. Писцы вели учет.
Красочные
росписи в гробнице фараона
Рамсеса III
поведали
нам о том, что к концу XIII
века до н. э. у египтян было
уже новое оружие и снаряжение,
которое они переняли
у своих врагов — сирийцев. Так,
например, Рамсес раздавал своим воинам шлемы,
внешне очень похожие на сирийские.
Единственным отличием было лишь
то, что египтяне заменили конский
хвост, свисающий со шлема, лентами
с подвесками. Тут же, на стенах гробницы,
было изображение бога
войны — Сутеха, который носил
такой же шлем с солнечным диском между
двумя острыми рогами, оплетенными
лентами. У самой земли эти ленты
завязывались бантом. Бог
этот был египетским, но носил
азиатскую одежду и был похож на Баала.
Луки
у египтян, как и у азиатских
воинов, были треугольной формы. Но, вообще
египтяне пользовались луками самой
различной формы. Поначалу это
были луки с двойным изгибом. В эпоху
Древнего царства, помимо прежних, воины стали использовать просто
изогнутые луки. При их помощи
Тутмос III
и Аменхотеп II пронзали стрелами
медную
мишень. Позднее, все египетское
войско было вооружено более простыми и
удобными треугольными луками.
Серповидные
мечи, также были заимствованы у
азиатских воинов.
Пользоваться таким мечом начал
фараон, и все последовали его примеру. Египтяне
понимали, что это страшное
оружие. В эпоху Среднего царства
каждый фараон Библа завещал после
смерти помещать такой меч в свою
гробницу.
Мечи эти египетские воины
подбирали и во время
сражений в Сирии.
Кольчуга
также была завезена в Египет из
Сирии. Правда здесь она имела
несколько иной вид. Это была
кожаная куртка с нашитыми на нее металлическими
пластинками. На фресках гробницы
Тутмоса III изображены сирийские колесничие
почти все одетые в такие кольчуги.
Лишь некоторые, вместо кольчуги
имели широкие перевязи,
перекрещенные на груди.
У
сирийцев была заимствована и
колесница, имеющая в воинских сражениях
большое значение. О ее происхождении
говорит тот факт, что название и
самой колесницы, и ее
частей, а также лошадей, и упряжи
были заимствованы из семитского словаря.
Кони с колесницами стали
использоваться в боях с начала XVIII
династии. Украшения, используемые
на колесницах: спиральные завитки,
пальметки, причудливые звери —
все это также имело азиатское происхождение. Правда, у египтян
упряжь украшалась еще золотыми
дисками и металлическими
пряжками. Все эти украшения располагались
так, чтобы они не мешали во время боя.
Сбруя
состояла из намордника с двумя
поводками. Поводки соединялись
узлом и были соединены с
налобником, удилами и
наглазниками. К удилам
привязывались вожжи. Вместо
хомута на лошадь одевалась упряжь,
состоящая
из трех частей: один широкий
ремень надевался на
шею лошади; другой, более узкий,
свободно висел под ее
животом; третий — туго охватывал
грудь. На голове у коня
был чепец со страусовыми перьями,
или цветами. Помимо
украшающей, он выполнял еще и
защитную функцию. Привязанные к упряжи разноцветные
ленты развевались
на ветру. На ремни прикреплялись
золотые диски, на наглазники,
обычно, наносили изображение
покровителя
лошадей — бога Сутеха Площадка
колесницы, на которой
располагался экипаж,
находилась в полутора локтях от
земли. Колесница не
имела никаких рессор, и площадка
устанавливалась прямо
на ось. Это делало повозки
неудобными, они легко опрокидывались на каменистых дорогах. Но
поскольку повозка не была
закрыта сзади, находящиеся в ней
люди, обычно,
успевали из нее выпрыгнуть.
В
колеснице восседало, как правило,
двое человек: возница и воин. Возница
держал в руке хлыст и управлял повозкой. Воин был вооружен луком и
стрелами в колчане. На
бедре у него висел футляр с
дротиками. Когда колесница разбивалась, возница и
воин выпрягали лошадь и продолжали
путь верхом.
Как
было уже сказано раннее, на
фресках изображалось множество иноземцев,
находящихся на службе у египетских
фараонов. Их легко можно было
узнать по внешнему виду. Так, шерденов
можно было отличить по набедренной
повязке, круглому щиту, мечу с
треугольным лезвием и
шлему с шишаком, на котором
находилось украшение в виде солнца или полумесяца.
Филистимлян можно было опознать
по головным уборам из перьев.
Сирийцы же мало чем отличались от
египтян, потому поскольку у них
было такое
же оружие. Единственным отличием
были круглые медальоны и
набедренные повязки с лентами, но
это было не у всех. Отличительной чертой
негров были луки с двойным
изгибом и метательные палки.
Возвращение
египетского войска на родину
После
многочисленных побед, фараон со
своей армией с триумфом возвращался на
родину. На обратном пути войско
выстроилось в том же порядке, что
и при выступлении в поход. Перед
колесницей фараона шли знатные
пленники. Руки у них в колодках, на шее —
веревка.
Как
только армия вступила на землю
Египта, начались празднества. В
крепости Силе воинов с цветами
встретили жрецы-пророки. Некоторых пленников по
обычаю подвергают публичной
казни. Так, Аменхотеп II
лично убил палицей восьмерых
пленников на своем корабле.
Шестерых повесили
перед стеной храма в Фивах, еще
двоих — в Напате. Это делалось для
того, чтобы во всех городах и
селах узнали о победах фараона.
После
завершения казней начались
другие церемонии. В храмах освящались
трофейные дары, и решалась судьба остальных пленников. Перед ликами
богов раскладывались трофеи,
а пленников на веревке держал сам
фараон. Здесь были и сирийцы, и
ливийцы, и негры, и хетты, и
амориты. Пленники должны были признать свое
поражение. Часть сокровищ
и пленных иноземцев царь отдал
храмам, как бы возвращая богам, которые
помогли ему одерживать победы, свой долг.
наверх
|