Состав египетской армии

Во время освободительной войны Египта против гиксоских племен, войско состояло исключительно из одних египтян. Вскоре в армию стали включать иноземных солдат, взятых в плен. В гробнице царского писца Чануни, жившего во времена Тутмоса I, найдены фрески с изображением отряда воинов, явно отличающихся от египтян, высоких, стройных, с широкими плечами и плоскими животами. Иноземцы изображены с толстыми руками и ногами, большими животами и длинными свисающими до плеч волосами. У каждого за спиной и у лодыжек привязаны хвосты пантер. Данный внешний вид указывал на то, что это выходцы из южных стран. Изображены они идущими в строю, на параде. Они идут большими шагами, вытянув вперед правую руку с палкой.

Некоторые военачальники даже предпочитали иноземных наемников. Так на одном из изображений, в личной гвардии Эхнатона, сопровождающей его в храм, ливийцев, сирийцев и негров больше, чем египтян. Постепенно армия пополнялась все новыми народностями. В войске Хоремхеба появились хетты, а во времена Сети египетская армия пополнилась «народами моря». Гвардия Рамсеса II полностью состояла из шерденов. Об этом наглядно говорят настенные росписи гробниц. Воины изображены высокими, худощавыми и хорошо сложенными.Войсковое подразделение копьеносцев периода Нового царства

Египетские художники были очень наблюдательны. Они точно передавали изображение людей, показывая отличия египтян с правильными чертами лица и четким профилем от негров с плоскими лицами, горбоносых семитов и костлявых ливийцев. Так, на стенах храма в Абидосе изображен отряд фараона, внешне напоминающий европейцев.

После войны Рамсеса III с ливийцами и «народами моря», армия фараона пополнилась множеством иноземцев. На воинов, взятых в плен, ставили, как на скот, царское клеймо. После этого они считались воинами египетской армии и должны были подчиняться суровой дисциплине. Воинское обучение сводилось к строевому маршу и рукопашному бою. Кроме того, фараоны постоянно устраивали всевозможные состязания между самыми ловкими и умелыми воинами. Нередко этих воинов держали при дворе.

 Вооружение древних воинов

Основу древнеегипетского войска, как правило, составляли египтяне, сирийцы, ливийцы и другие средиземноморцы. Их распределяли по разным полкам. Сам фараон командовал шерденами, обученными египетской тактике боя. В древних летописях неоднократно встречаются сведения об известных полках, участвовавших в разные времена в разных войнах. Так, во времена Сети упоминается полк Амона, известный под названием «Храбрые луки», полк Ра — под названием «Многочисленные руки», полк Сетха — «Могучие луки». Позже, в начале царствования Рамсеса II, появился четвертый полк — полк Птаха.

В многочисленных настенных росписях встречается эпизод раздачи оружия и снаряжения перед военным походом. Как правило, эта церемония происходила в торжественной обстановке, и на ней присутствовал сам фараон. Он изображался сидящим на помосте с балдахином, принимающим приветствия воинов и доклады командиров. На нем пара­дная одежда: роскошная набедренная повязка и сандалии. Перед раздачей оружия царь выступал с напутственной речью: «Пусть раздадут оружие, покажут его, чтобы укротить храбростью отца моего, Амона, восставшие страны, не знающие Египта!»

Вокруг фараона стояли его сыновья, писец и старшие командиры. Оружие лежало тут же, разложенное по видам: в одном месте треугольные луки, колчаны и длинные кольчуги, закрывающие все тело; в другом серповидные мечи с длинной ручкой, под названием «хепеш» (рука); в третьем шлемы, полностью закрывающие голову и шею, с проре­зью для глаз и двумя завязками. Процедура вручения оружия была очень проста: воины в набедренных повязках цепочкой по одному подходили к месту выдачи и, получив оружие, отходили. Писцы вели учет.

Красочные росписи в гробнице фараона Рамсеса III поведали нам о том, что к концу XIII века до н. э. у египтян было уже новое оружие и снаряжение, которое они переняли у своих врагов — сирийцев. Так, например, Рамсес раздавал своим воинам шлемы, внешне очень похожие на сирийские. Единственным отличием было лишь то, что египтяне заменили конский хвост, свисающий со шлема, лентами с подвесками. Тут же, на стенах гробницы, было изображение бога войны — Сутеха, который носил такой же шлем с солнечным диском между двумя острыми рогами, оплетенными лентами. У самой земли эти ленты завязывались бантом. Бог этот был египетским, но носил азиатскую одежду и был похож на Баала.

Луки у египтян, как и у азиатских воинов, были треугольной формы. Но, вообще египтяне пользовались луками самой различной формы. Поначалу это были луки с двойным изгибом. В эпоху Древнего царства, помимо прежних, воины стали использовать просто изогнутые луки. При их помощи Тутмос III и Аменхотеп II пронзали стрелами медную мишень. Позднее, все египетское войско было вооружено более простыми и удобными треугольными луками.

Серповидные мечи, также были заимствованы у азиат­ских воинов. Пользоваться таким мечом начал фараон, и все последовали его примеру. Египтяне понимали, что это страшное оружие. В эпоху Среднего царства каждый фараон Библа завещал после смерти помещать такой меч в свою гробницу. Мечи эти египетские воины подбирали и во время сражений в Сирии.

Кольчуга также была завезена в Египет из Сирии. Прав­да здесь она имела несколько иной вид. Это была кожаная куртка с нашитыми на нее металлическими пластинками. На фресках гробницы Тутмоса III изображены сирийские колесничие почти все одетые в такие кольчуги. Лишь некоторые, вместо кольчуги имели широкие перевязи, перекрещенные на груди.

У сирийцев была заимствована и колесница, имеющая в воинских сражениях большое значение. О ее происхождении говорит тот факт, что название и самой колесницы, и ее частей, а также лошадей, и упряжи были заимствованы из семитского словаря. Кони с колесницами стали использоваться в боях с начала XVIII династии. Украшения, используемые на колесницах: спиральные завитки, пальметки, причудливые звери — все это также имело азиатское происхождение. Правда, у египтян упряжь украшалась еще золотыми дисками и металлическими пряжками. Все эти украшения располагались так, чтобы они не мешали во время боя.

Сбруя состояла из намордника с двумя поводками. Поводки соединялись узлом и были соединены с налобником, удилами и наглазниками. К удилам привязывались вожжи. Вместо хомута на лошадь одевалась упряжь, состоящая из трех частей: один широкий ремень надевался на шею лошади; другой, более узкий, свободно висел под ее животом; третий — туго охватывал грудь. На голове у коня был чепец со страусовыми перьями, или цветами. Помимо украшающей, он выполнял еще и защитную функцию. Привязанные к упряжи разноцветные ленты развевались на ветру. На ремни прикреплялись золотые диски, на наглазники, обычно, наносили изображение покровителя лошадей — бога Сутеха Площадка колесницы, на которой располагался экипаж, находилась в полутора локтях от земли. Колесница не имела никаких рессор, и площадка устанавливалась прямо на ось. Это делало повозки неудобными, они легко опрокидывались на каменистых дорогах. Но поскольку повозка не была закрыта сзади, находящиеся в ней люди, обычно, успевали из нее выпрыгнуть.

В колеснице восседало, как правило, двое человек: возница и воин. Возница держал в руке хлыст и управлял повозкой. Воин был вооружен луком и стрелами в колчане. На бедре у него висел футляр с дротиками. Когда колесни­ца разбивалась, возница и воин выпрягали лошадь и продолжали путь верхом.

Как было уже сказано раннее, на фресках изображалось множество иноземцев, находящихся на службе у египетских фараонов. Их легко можно было узнать по внешнему виду. Так, шерденов можно было отличить по набедренной повязке, круглому щиту, мечу с треугольным лезвием и шлему с шишаком, на котором находилось украшение в виде солнца или полумесяца. Филистимлян можно было опознать по головным уборам из перьев. Сирийцы же мало чем отличались от египтян, потому поскольку у них было такое же оружие. Единственным отличием были круглые медальоны и набедренные повязки с лентами, но это было не у всех. Отличительной чертой негров были луки с двойным изгибом и метательные палки.

Возвращение египетского войска на родину

После многочисленных побед, фараон со своей армией с триумфом возвращался на родину. На обратном пути войско выстроилось в том же порядке, что и при выступлении в поход. Перед колесницей фараона шли знатные пленники. Руки у них в колодках, на шее — веревка.

Как только армия вступила на землю Египта, начались празднества. В крепости Силе воинов с цветами встретили жрецы-пророки. Некоторых пленников по обычаю подвергают публичной казни. Так, Аменхотеп II лично убил палицей восьмерых пленников на своем корабле. Шестерых повесили перед стеной храма в Фивах, еще двоих — в Напате. Это делалось для того, чтобы во всех городах и селах узнали о победах фараона.

После завершения казней начались другие церемонии. В храмах освящались трофейные дары, и решалась судьба остальных пленников. Перед ликами богов раскладывались трофеи, а пленников на веревке держал сам фараон. Здесь были и сирийцы, и ливийцы, и негры, и хетты, и амориты. Пленники должны были признать свое поражение. Часть сокровищ и пленных иноземцев царь отдал храмам, как бы возвращая богам, которые помогли ему одерживать побе­ды, свой долг. 

 

наверх

 

Сайт создан в системе uCoz